Консультация для родителей «Подготовка ребёнка к школе. Консультация для родителей "психологическая готовность детей к школе" Консультации для родителей готовность к школе

Различают два направления в подготовке детей к школьному обучению:

1.общая подготовка- общий уровень развития (физическая, нравственная, волевая, психологическая подготовка);

2.специальная подготовка- формирование у ребенка конкретных знаний, умений, навыков, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир).

Результатом подготовки является готовность к школе. Готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школьная зрелость») - это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушениям здоровья ребенка. Таким образом, готовность ребенка к школе непосредственно зависит от качества подготовки.

Общая подготовка

При переходе ребенка в школу меняются его образ жизни, социальная позиция. Эти изменения требуют умений самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, знать и соблюдать правила культурного поведения, умения общаться с детьми и взрослыми.

Что нужно делать?

За год до предполагаемого поступления ребенка в школу определите функциональную готовность ребенка к школе. Степень готовности выявляют, учитывая состояние здоровья, острую заболеваемость за предшествующий год, уровень биологического развития и развития школьно-необходимых функций - речи и моторики (развитие кисти и пальцев руки для письма). Если результаты низки, то за имеющийся в запасе год укрепите здоровье ребенка, поработайте над развитием моторики (рисование, раскрашивание, лепка, аппликация, пальчиковые игры и др.). Помните, что хорошая успеваемость при недостаточной функциональной готовности организма достигается очень дорогой ценой, вызывая чрезмерное напряжение различных систем организма, приводя к утомлению и переутомлению, а в результате - к расстройствам психического здоровья.

Формируйте у ребенка умение произвольно регулировать свое поведение, т.е. делать то, что требуется, а не то, что ему захотелось.

Для этого:

Выработайте систему запретов - что можно и что нельзя делать. Помните, что все взрослые должны достаточно однозначно реагировать на поведение ребенка. Положительно подкрепляйте правильные поступки ребенка и не бойтесь прибегнуть к наказанию (ограничение подвижности, отказ на определенное время от общения, традиционного рассказывания сказки на ночь и т.п.).

Наказывая, соблюдайте 7 правил В. Леви:

1) наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому;

2) если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — НЕ наказывайте;

3) даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу;

4) лучше не наказывать, чем наказывать запоздало;

5) наказан — прощен, т.е. о старых грехах ни слова;

6) наказание должно быть справедливым и не должно унижать;

7) ребенок не должен бояться наказания, он должен бояться нашего огорчения.

Приучите ребенка выполнять требования старших. Не жалейте на это времени и соблюдайте следующие правила:

1) доводить требование до логического конца. Выдвинутое раз, оно реализуется немедленно - иначе не надо было его выдвигать;

2) сопровождайте требование инструкцией, т.е. пояснением способа выполнения предложенного, если ребенок еще никогда этого не пробовал делать, не овладел в совершенстве и т.п.;

3) предлагайте положительную программу действий, т.е. говорите: «Рисуй на бумаге», вместо «Не рисуй на стене»; «Ешь медленно», а не «Не торопись во время еды»;

4) предъявляйте ребенку требование, исполнение которого доступно для него, соответствует его возрасту, уровню развития.

Приучите ребенка выражать свои желания словами, а не криком.

Для этого:

1) игнорируйте желания ребенка, если они выражаются криком;

2) демонстрируйте ребенку, что просьба, выраженная спокойно и вежливо, будет удовлетворена гораздо быстрее, чем выраженная криком или хныканьем. Обязательно подчеркните это, чтобы он обратил на это внимание. Всегда можно найти то, что ребенку вообще-то не разрешается, но изредка можно сделать исключение (Например, ребенку не позволяется выходить из-за стола раньше, чем все окончат ужинать. В данной ситуации: «Вот сейчас ты попросил маму спокойно и вежливо. Хорошо, можешь идти играть. Но только сегодня. Завтра уже не проси - понял?»);

3) разучите с ребенком несколько простых вариантов вежливого выражения просьб, покажите, как это делается на практике;

4) приучите ребенка спокойно переносить запрет или отказ. Говорите «нет» твердо.

Помните, что отказ можно смягчить отвлечением внимания («А ты знаешь, что сегодня со мной было? …»);

5) все взрослые члены семьи должны придерживаться данной линии поведения.
Формируйте у ребенка самостоятельность.

Для этого:

1) задайте ребенку некоторый образец поведения. Вначале давайте малышу указания по поводу каждого шага («Открой кран. Побольше, побольше отверни, видишь, водичка только течет. Вот так. Попробуй рукой - не очень холодная? и т.д.»). По мере их освоения ребенком, объединяйте операции в блоки, требующие только одной команды («Пусти воду»);

2)предоставьте ребенку возможность осваивать предложенный образец самостоятельно (в игре, в реальных практических действиях, например, при посещении магазина и т.д.), без своей опеки. В будущем проведенная работа будет способствовать более легкому объединению в блоки операций новой деятельности - учебы; вам не придется каждый день делать уроки вместе с ребенком.

Формируйте у ребенка мотивацию, побуждающую его к учению.

Для этого:

1) создайте в семье психологически благоприятную обстановку. Если в семье существует хроническая конфликтная ситуация (между родителями, между папой и бабушкой и т.д.), то именно она будет привлекать внимание ребенка, а совсем не познание окружающего мира;

2) поддерживайте в ребенке стремление узнавать новое. Для этого всегда отвечайте на его вопросы, касающиеся предметов и явлений окружающего мира, раскрывайте новое в обыденных вещах (например, как письмо находит своего адресата);

3) учите прилагать усилия для получения новых знаний (например, вместе с ребенком

сконструировать что-то и благодаря выполнению этой деятельности обнаружить новые свойства предметов и др.);

4) подкрепляйте усилия ребенка положительной оценкой;

5) включайте то новое, что узнает ребенок, в игру или практическое действие. Без этого узнавать новое неинтересно (например, не просто выучить с ребенком названия чисел, составляющих числовой ряд, - «считать до 20!» - а предложить дать мишке и зайке по две конфеты, т.е. показать, что каждому из произносимых слов соответствует определенное количество предметов).

Формируйте у ребенка положительное отношение к школе.

Для этого:

1) не запугивайте ребенка трудностями предстоящего обучения. Пока школа впереди, ребенку она должна представляться заманчивой, загадочной, "взрослой". Ваши восторженные интонации: "Ты уже большой! Ты скоро пойдешь в школу! Там так интересно!", укрепят уверенность ребенка в том, что учиться увлекательно. Дошкольнику надо говорить о том, что учение в школе - дело не простое, но при старании трудности можно преодолеть, а родители ему помогут;

2) уважительно отзывайтесь об образовании и образованных людях, демонстрируйте свое отношение к учебе, как к серьезной деятельности. Добейтесь, чтобы сообщаемый вами материал о школе был не только понят, но и прочувствован детьми. Для этого просматривайте с ребенком диафильмы, телепередачи о школьной жизни и обсуждайте увиденное; привлекайте младших детей к школьным праздникам старших сыновей и дочерей; рассказывайте о своих любимых учителях; показывайте свои фотографии, грамоты, связанные со школьными годами; знакомьте с пословицами, поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги, учения; создайте условия для игры в школу и примите непосредственное участие в ней, например, в роли учителя и др.;

3) посетите с ребенком ту школу, в которой он предположительно будет учиться. Первое посещение можно провести 1 сентября и понаблюдать за торжественной церемонией первого дня нового учебного года. После этого поговорите с ребенком о том, что такое событие ждет и его в следующем году. В следующее посещение можно показать ребенку библиотеку, зайти с ним в пустой класс, разрешить ему посидеть за партой. Ребенок не должен бояться нового здания;

Специальная подготовка

Специальная подготовка к обучению в школе - это не только количественное накопление знаний. У дошкольника хорошая память, но ее одной для успешного обучения мало. Важнее осознанность этих знаний, понимание ребенком причинно-следственных связей, наличие умений сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, выделять и удерживать учебную задачу.

Что нужно делать?

1. Расширяйте кругозор ребенка, развивайте пытливость и любознательность. Для этого рассказывайте ребенку много интересного, экспериментируйте, играйте в развивающие игры, читайте детские книги, вместе рисуйте, придумывайте сказки, разъясняйте разные природные явления, обращающие на себя внимание, в присутствии ребенка обменивайтесь с другими членами семьи впечатлениями о прочитанном, увиденном и т.п.

2. Обогащайте эмоциональный план общения с ребенком: учите чувствовать юмор в словах другого человека, видеть комические ситуации, обращайте внимание на настроение окружающих людей, героев книг, способы передачи этого настроения, вызывайте чувство удивления перед открытием нового и т.п.

3. Стимулируйте и поощряйте ребенка к рассказыванию, высказыванию его собственных идей, предположений.

4. Помогайте детям вновь полученные впечатления и знания включать в игру. Это поможет им их осознать и закрепить в памяти.

5. Не начинайте обучение ребенка элементам из школьной программы (чтение, письмо и т.д.), не сообразуясь с уровнем его развития и не владея современными методами обучения. Раннее форсирование обучения будет формировать у малыша неприязнь к учебе. Неправильно применяемые способы обучения могут сформировать у ребенка нерациональный способ действия, затормозить формирование этих навыков в будущем.

Уважаемые родители!

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для каждого ребенка. Однако не все дети всестороннее подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.

  • Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу .
  • Важно, чтобы ребенок был здоровым , выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.
  • У него должно быть хорошее умственное развитие , которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками.

До начала учебного года можно организовать развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни. Чтобы занятия были эффективными, нужно воспользоваться следующими советами:

  • Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше.
  • Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед. Будьте терпеливы и не спешите .
  • Развивайте в ребенке навыки общения и дух сотрудничества. Научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это пригодится ему в сложной атмосфере школы.
  • Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите его за его терпение и настойчивость .

От того, как ребенок подготовлен к школе, будет зависеть успешность его адаптации вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи психологическое самочувствие.

Кроме физической необходима общая психологическая готовность к обучению в школе. Составными компонентами психологической готовности являются личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая сферы.

Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.

Интеллектуальная готовность заключается в приобретении определенного кругозора, запасе конкретных знаний, понимание общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний.

Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учеба, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

На практике готовность ребенка к обучению в школе оценивается уровнем развития у него таких личностных показателей, как память, внимание, общий интеллект, развития навыков счета и конструктивного мышления, способности к анализу и синтезу, мелкой моторики.

Психологическая поддержка во время школьного обучения-проблема важная и большая. Мы много говорим о психологической готовности ребенка к школе, отодвигая или считая само собой разумеющимся фактор готовности родителей к новому, школьному этапу жизни их ребенка.

Главная забота родителей – поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое. Например, вы встречаете ребенка после окончания уроков вопросом: «Что было интересного в школе?» «Ничего интересного», – отвечает. «Так не бывает. Ты же узнал что-то новое, чему-то удивился, что-то тебя поразило». Ребенок напрягается, вспоминает, что же интересного было, и, может быть, не сразу, но вспомнит какой-то эпизод урока или прочитанное в учебнике, а может быть, опишет забавную сценку, случившуюся на перемене.

Ваше участие и ваш интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребенка. И эти способности вы также сможете ненавязчиво направлять и укреплять в дальнейшем.

Сдерживайтесь и не ругайте школу и учителей в присутствии ребенка. Нивелировка их роли не позволит ему испытать радость познания. Не сравнивайте ребенка с одноклассниками, как бы они ни были вам симпатичны или наоборот. Вы любите ребенка таким, какой он есть, и принимаете таким, какой он есть, поэтому уважайте его индивидуальность.

Будьте последовательны в своих требованиях. Если стремитесь, например, чтобы ребенок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь. Дайте ему почувствовать себя повзрослевшим. С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным. Запаситесь терпением. Помните, что высказывания типа: «Ну сколько раз тебе нужно повторять? Когда же ты, наконец, научишься? Что же ты такая неумеха?» – кроме раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут. Одна мама сравнила первый год обучения ребенка в школе с первым годом после его рождения: огромная ответственность за него, необходимость много времени проводить рядом, океан выдержки и терпения. Это действительно серьезное испытание для родителей – испытание их жизненной стойкости, доброты, чуткости.

Хорошо, если ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать поддержку. Ваша вера в успех, спокойное, ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями.

Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, неудачам, но и к успехам ребенка. Часто бывает, что, хваля ребенка, мы словно боимся, что он зазнается или разленится, и добавляем ложку дегтя в бочку меда: «А что Антон подучил? Пятерку? Вот молодец! Он, по-моему, еще не получил ни одной четверки!» (подспудно: а у тебя. Мол, и четверки бывают…)

Вместо этих высказываний значительно лучше было бы просто порадоваться успеху, ожидаемому и закономерному, ведь этому предшествовал труд. И дальше будет так же, нужно лишь постараться.

Очень важно, чтобы родители соизмеряли свои ожидания относительно будущих успехов ребенка с его возможностями. Это определяет развитие способности ребенка самостоятельно рассчитывать свои силы, планируя какую-либо деятельность.

Итак, ваша поддержка, вера в реб ё нка, в его успех помогут ему преодолеть все препятствия.

Желаем успехов!

Подготовила воспитатель Булыгина Валентина Николаевна

Татьяна Теличенко
Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе»

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться.

Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Если в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Для успешного выполнения школьных обязанностей необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического развития. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разными.

Физическая готовность ребенка к школе означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков, координации движения.

Психологическая готовность ребенка к школе включает следующее:

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради, а возможность получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Эмоционально-волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Важна усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

Ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

Толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

Нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

Ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Интеллектуальная готовность - многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения, хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть. Важно соответствие возрасту развитие памяти, речи, мышления, ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен.

Большое значение имеет речевая готовность к школе:

Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп;

Сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка;

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи;

Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных;

Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью;

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в речевом развитии может привести к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с тем, что родители не слышат недостатков речи своих детей; не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений.

Существенное значение для подготовки дошкольников к школе имеет укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.

Важный вопрос. Что означает диагноз: «ваш ребёнок не готов к школе»? Родитель с испугом прочитывает в этой формулировке нечто страшное: «Ваш ребёнок – недоразвитый». Или: «Ваш ребёнок – плохой». Но если речь идёт о ребёнке не достигшем семи лет, то констатируемая неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что ребёнку с поступлением в школу надо повременить. Он ещё не доиграл.

Итак, выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе.

Во-первых, это общее развитие

К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане или, иными словами, производить некоторые действия в уме.

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой

У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение, более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению

Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

Эти три параметра очень важны для успешной учебы в школе.

Стороны готовности к школе

Можно выделять отдельные стороны готовности к школе:

  • Физическая готовность — общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие по-казатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
  • Интеллектуальная готовность. В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов, их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
  • Личностная и социально-психологическая готовность . Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
  • Эмоционально-волевая готовность. Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.

Критерии подготовленности ребенка к школе

В качестве можно принять следующие показатели:

  • нормальное физическое развитие и координация движений — достаточно развитая мускулатура, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой;
  • желание учиться — наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям;
  • управление своим поведением — произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке;
  • владение приемами умственной деятельности — предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала;
  • проявление самостоятельности — стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи;
  • отношение к товарищам и взрослым — умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;
  • отношение к труду — предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения;
  • умение ориентироваться в пространстве и тетради — связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.

Отличаются достаточно высоким уровнем развития. В это время формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.

В 6-7 лет ребенок должен уметь:

  • ВНИМАНИЕ — выполнять задание, не отвлекаясь, около 15 минут; находить 5—6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8—10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение.
  • ПАМЯТЬ — запоминать 8-10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
  • МЫШЛЕНИЕ — определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять несоответствия на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
  • МАТЕМАТИКА — называть числа в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий; измерять длину предметов с помощью условной меры; ориентироваться на листе бумаги; определять время по часам.
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ — правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6—7 предложений; составлять предложения из 5—6 слов, разделять простые предложения на слова; делить слова на слоги.
  • РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ — свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования; изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
  • ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ — называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей; название своего родного города (села), столицы, Родины; последовательность времен года, частей суток, дней недели; называть весенние, летние, осенние, зимние месяцы; отличать хищных животных от травоядных, перелетных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников; называть все явления природы, название нашей планеты и спутника Земли.

В 6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе.

  1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
  2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
  3. Сколько тебе лет? Когда ты родился?
  4. Как называется город, в котором ты живешь?
  5. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  6. Кем работают твои родители?
  7. У тебя есть сестра, брат?
  8. Как зовут твоих друзей?
  9. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
  10. Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
  11. Назови дни недели, времена года.
  12. Какое сейчас время года?
  13. Чем отличается зима от лета?
  14. В какое время года на деревьях появляются листья?
  15. Как называется планета, на которой мы живем?
  16. Как называется спутник Земли?
  17. Каких домашних животных ты знаешь?
  18. Как называются детеныши собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
  19. Чем отличается город от деревни?
  20. Чем отличаются дикие животные от домашних?
  21. Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?
  22. Ты хочешь учиться в школе?
  23. Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?
  24. Зачем надо учиться?
  25. 25. Какие профессии ты знаешь?
  26. 26. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
  27. 27. Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?

Оценка результатов

  • Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.
  • Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.

Если ребенок ответил правильно на 20-19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18-11 — о среднем, на 10 и менее — о низком.

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь, пожалуйста, к следующим рекомендациям:

  1. Не будьте слишком требовательны к ребенку. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.
  2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый, даже совсем крошечный успех.
  3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.
  4. Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и другим.
  5. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т.д. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.
  6. Уже сейчас постарайтесь постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.
  7. Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы. Читайте, .
  8. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т.п.
  9. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т.д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.
  10. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.
  11. Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными. Больше говорите с ребенком для того, чтобы он, во-первых, чаще слышал правильную, четкую, неторопливую, выразительную речь взрослого, которая является для него образцом, а во-вторых, чтобы развивать активную речь будущего первоклассника. Необходимо добиваться полных ответов на ваши вопросы, стараться дослушивать до конца, иногда специально изображать непонимание, чтобы ребенок более четко и подробно вам что-либо объяснил. Понимание с полуслова или даже с жеста не очень полезно для развития речи ребенка.
  12. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т.п. Будьте терпеливы к капризам вашего «нехочухи».
  13. Постарайтесь фиксировать внимание ребенка на том, что он видит вокруг себя. Приучайте его рассказывать о своих впечатлениях. Добивайтесь подробных и развернутых рассказов. Чаще читайте ребенку детские книги и обсуждайте с ним прочитанное.
  14. Можно играть в такую игру. Ребенок загадывает какой-то предмет и начинает его описывать, при этом, не называя его. Вы должны отгадать, что это. В идеале ребенок должен описать предмет по следующим параметрам: цвет, форма, размер, материал, к какому классу предметов относится.
  15. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.
  16. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.
  17. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т.п.
  18. Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т.п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей. Если вы используете при ребенке ненормативную лексику, если вы грубы друг с другом, то не удивляйтесь, если учителя будут жаловаться, что ваш ребенок в школе материться, дерется, задирается на других детей.
  19. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи. Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
  20. Постарайтесь, достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата или сестры, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!). Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.
  21. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
    • Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.
    • Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?
    • Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.
    • Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
  22. И последнее одно из самых важных: развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. (Читайте также материал ).

Развивающие мини-игры

Игра: Рисунок на спине
Цель: развитие тактильных ощущений, внимания.
Тупым концом карандаша рисуете на спине ребенка геометрическую фигуру, букву или цифру. Ребенок должен угадать, что вы нарисовали. Можно поменяться, и тогда вы будете угадывать рисунок. Детям всегда интереснее играть из разных ролей.

Игра: Волшебное слово
Цель: развитие внимания, вежливости.
Ребенок внимательно слушает то, что вы ему говорите. Но выполняет он только те просьбы, в которых есть волшебные слова. Например: Сделай три хлопка руками, подпрыгивая на левой ноге. — Пожалуйста, подними руки вверх! Выполнить нужно вторую просьбу. А потом всё происходит наоборот. Ребенок тем самым оказывается в положении взрослого, который приучает вас быть вежливыми.

При вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.

Постарайтесь, чтобы достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!).
Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.

Специальные тесты помогут вам определить, какие способности вашего малыша развиты лучше всего, какие на достаточном уровне, а над чем нужно ещё поработать.

Татьяна Стрельцова
Консультация для родителей «Подготовка ребёнка к школе»

ВВЕДЕНИЕ 3

дошкольного возраста к школе 4

2. Советы родителям по подготовке ребенка к школе 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 9

ВВЕДЕНИЕ

Начало обучения в школе – это новый этап в жизни ребенка, и он, безусловно, требует определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной, в то время, как ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра .

Готовность к обучению – это очень широкое понятие, под ним нельзя понимать исключительно необходимый уровень знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения учебными предметами начальной школы . В готовность к обучению включаются такие психологические характеристики, физическое развитие и духовно-нравственная готовность дошкольника к новому этапу его жизни.

Проблема готовности ребенка к школе очень важна : большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются именно в дошкольном детстве .

Поэтому целью консультации будет являться получение знаний по подготовке детей к школе .

Для достижения поставленной цели мы решим следующие задачи :

1. рассмотрим критерии подготовки ребенка дошкольного возраста к школе ;

2. разработаем советы для родителей по подготовке ребенка к школе .

1. Критерии готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школе

Что такое готовность к школе ? Готовность к школе , или готовность к обучению, - это определенный комплекс параметров, который может говорить об определенной социальной и умственной зрелости ребенка, а также определенный объем умений и навыков, достаточный для начала школьного обучения .

Из определения мы можем сделать вывод о том, что существуют различные критерии (показатели, параметры) готовности ребенка к школе : это физическое развитие, нравственное развитие, психологическое развитие и мыслительное развитие. Охарактеризуем каждый из этих критериев.

1. Физическое развитие : от того, насколько физически развит, здоров и закален ребенок, зависит его успех в школе . Также отметим и то, что организованное физическое воспитание способствует умственному развитию детей, так как создаются необходимые условия для нормальной деятельности нервной системы.

К физической готовности относятся общее физическое развитие : нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Также сюда включают состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев, состояние нервной системы ребенка : степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности.

2. Нравственное развитие : от того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит его успешное обучение в школе , а также формирование жизненной позиции. Для успешного обучения в школе ребенок должен быть самостоятелен, организован, настойчив, ответственен, дисциплинирован. Если же эти нравственно-волевые качества не сформированы у ребенка, то он может лениться, быть не уверен в своих силах, обладать низкой самооценкой, быть эгоистичным, что, безусловно, не может являться условием успешного обучения.

3. Психологическое развитие : ребенок, стоящий на пороге начальной школы , должен обладать внутренней позицией, у него должны быть сформированы необходимые предпосылки учебной деятельности, сложена особая форма общения ребенка со взрослым. Взрослый должен быть для ребенка авторитетом, образцом для подражания.

В психологическую готовность также включаются :

учебная мотивация (ребенок хочет идти в школу ; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);

умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание) .

4. Мыслительное развитие, или умственное развитие. Его важность и значимость обусловлена тем, что начальная школа ставит перед ребенком очень сложную задачу – он должен овладеть письменной речью, которая возникает на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. Успешное овладение чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, овладения звуковым анализом, развития наглядно-образного мышления, начал логического мышления, а также определенного уровня общего (деятельностного, личностного) развития ребенка. Дошкольник должен быть готов к произвольной регуляции своей познавательной деятельности, у него должны быть сформированы познавательные интересы; он должен осознать и желать обучаться в школе .

Большую роль подготовке ребенка к школе имеют родители . Рассмотрим основные рекомендации по организации этого процесса в условиях семьи.

2. Советы родителям по подготовке ребенка к школе

Подготовка ребенка к школе – это очень важный процесс, поэтому мы предлагаем рекомендации родителям , которые помогут дошкольнику спокойно перейти на новый этап своей жизни.

1. В программу семейного воспитания старшего дошкольника необходимо включать занятия спортом, подвижные игры на свежем воздухе, закаливание организма, выполнять утреннюю гимнастику. Большое место занимают вопросы санитарно-гигиенической подготовки детей , выработки навыков и привычек личной гигиены, культуры поведения.

2. Также нужно закладывать правильные отношения между мальчиками и девочками – отношения товарищества, взаимного внимания и заботы. Так, Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если ребенок видит хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям.

3. Старшего дошкольника необходимо активно привлекать к посильному для него труду. Выполнение трудовых поручений формирует дисциплинированность ребенка. Также необходимо приучать ребенка к тщательности выполняемых поручений, учить его доводить начатое дело или игру до конца, проявлять при этом упорство и настойчивость.

4. Необходимо постоянно осуществлять умственное развитие ребенка : обогащать его словарный запас, в разговоре ним подавать образец хорошего произношения звуков и в целом слов и предложений. С целью развития речи детей можно учить наблюдать явления природы, выделять в них сходное и различное, слушать сказки и рассказы и передавать их содержание, отвечать на вопросы и задавать свои.

5. Полезными и даже необходимыми будут специально организованные занятия с дошкольников с использованием ситуации игры (так как это ведущая деятельность в данном возрасте) . При этом нужно чувствовать тонкую грань : нельзя превращать «последний» год детства в минишколу . Не нужно заставлять ребенка выполнять упражнение, если он устал, постоянно вертится, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени. Тем не менее, не забывайте о том, что лучшие занятия – это занятия систематические.

6. Необходимо уделить большое внимание формированию психологической готовности :

нельзя «пугать» школой , а, наоборот, рассказывать позитивные истории, связанные с ней, формировать положительное отношение к ней : что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые;

не нужно быть слишком требовательны к ребенку, ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым;

необходимо развивать коммуникативные навыки и навыки совместной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда ребенок впервые переступит порог школы , начнется новый этап его жизни. Родителям очень важно постараться, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе . Ребенок всегда должен чувствовать поддержку родителей , их крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Родитель должен стать своему ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда первоклассник в будущем превратится в успешную личность.

Сделаем вывод также и о том, что подготовка к школе должна быть разносторонней. Занятия по подготовке к школе должны включать задания, упражнения, игры на развитие физических и интеллектуальных способностей, эмоционально – волевых качеств и социально – психологической компетентности. Заострение внимания только на чем-то одном, например, на интеллектуальном развитии, не даст должного результата.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авсеенко, Н. В. Модель формирования готовности старших дошкольников к обучению в школе / Н . В. Авсеенко // Начальная школа плюс : до и после. – 2011. – № 8. – С. 91-95.

2. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе : учебное пособие / Н. И. Гуткина. – СПб.: Питер, 2004. – 207 с.

3. Кривых, С. В. Готовность к школе : теоретический анализ понятия / С. В. Кривых, М. В. Урбанская // Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д. И. Менделеева. – 2010. – № 2. – С. 75-86.

4. Тихомирова, О. Б. Проблема готовности детей дошкольного возраста к школе в психолого-педагогической литературе / О. Б. Тихомирова, Т. В. Наумова // Наука XXI века : вопросы, гипотезы, ответы. – 2014. – Т. 1 № 1. – С. 80-83.

5. Шахбазова, И. Д. Роль семьи в развитии готовности ребенка к школе / И . Д. Шахбазова // Обучение и воспитание : методики и практика. – 2013. – № 6. – С. 226-230.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: