О введении фгос основного. Введение фгос

Федеральный образовательный стандарт среднего общего образования

С 01 сентября 2018 года гимназия является региональной апробационной площадкой по внедрению Федерального государственного образовательноно стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО)

С сентября 2018 года обучающиеся 10 класса в нашей гимназии начнут обучение по новым федеральным образовательным стандартам среднего общего образования.

Главная цель введения ФГОС СОО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

ФГОС ООО утверждён приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413

Система образования любого государства решает те задачи, которые ставят перед ней государство и общество. Прежде всего, приступая к работе над стандартом, разработчики задали вопрос: «Что в настоящее время требуется семье, обществу и государству?», и впервые подготовка стандарта началась с серьёзного социологического исследования о запросах семьи, общества и государства к результату образования, в котором приняли участие представители бизнеса, политических кругов, семьи с самым разным достатком, жители городов и сёл. Результаты исследования определили и формат стандарта. Новый стандарт – это не свод требований к знаниям, умениям и навыкам по каждому предмету, это конвенциональная норма, т.е. некий общественный договор между семьёй, школой и государством о взаимных правах и обязанностях, связанных с образованием ребёнка.

При разработке Стандарта образование рассматривалось как важнейшая социальная деятельность, системообразующий ресурс, лежащий в основе развития гражданского общества и экономики страны, обеспечивающий формирование:

  • российской идентичности как важнейшего условия укрепления российской государственности;
  • консолидации общества в условиях роста его разнообразия, на основе роста гражданской ответственности, взаимопонимания и доверия друг к другу представителей различных социальных, конфессиональных и этнических групп;
  • национального согласия в оценке основных этапов становления и развития российского общества и государства;
  • патриотизма, основанного на любви к своей Родине, отстаивании национальных интересов;
  • идеалов и ценностей гражданского общества: справедливости, свободы, благосостояния, семейных традиций;
  • конкурентоспособности личности, общества и государства;
  • ценностей личностной, общественной и государственной безопасности.

В основу разработки Стандарта положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования, предполагающая отказ от прямого копирования западных моделей образования.
Одной из особенностей нового стандарта является профильный принцип образования.
Итак, новыми ФГОС для 10-11 классов определены 5 профилей обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный. При этом, учебный план должен содержать не менее 9(10) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной стандартом.

Общими для включения во все учебные планы являются такие учебные предметы, как:
«Русский язык и литература»;
«Иностранный язык»;
«Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия»;
«История» (или «Россия в мире»);
«Физическая культура»;
«Основы безопасности жизнедеятельности».

При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3(4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
Другой особенностью нового стандарта можно назвать акцент на развитие индивидуального образовательного маршрута каждого школьника. В соответствии с новыми ФГОС образовательное учреждение предоставляет ученикам возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательные учебные предметы: учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), дополнительные учебные предметы, курсы по выбору («Астрономия», «Искусство», «Психология», «Технология», «Дизайн», «История родного края», «Экология моего края» и др.) и общие предметы для включения во все учебные планы.


В учебном плане также должно быть обязательно предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта. На второй инфографике представлен пример формирования индивидуального учебного плана, учитывая утвержденное стандартами количество учебных занятий – не более 37 часов в неделю.
Обязательным для всех российских школ ФГОС старшей школы станет с 1 сентября 2020 года.

В МБОУ "Гимназия №25" реализация ФГОС СОО начнётся уже с сентября 2018 года, то есть те ребята, которые обучаются в текущем учебном году в девятом классе, станут первыми и с 5 по 11 класс будут учиться по ФГОС. Поэтому с 2017 года гимназия находится в режиме активной подготовки к этому серьезному шагу. Мы стараемся соответствовать необходимым критериям готовности, поэтому первоочередными действиями рабочей группы являются:
разработка основной образовательной программы;
приведение нормативной базы школы в соответствие с требованиями ФГОС;
приведение в соответствие с требованиями ФГОС и новыми
квалификационными характеристиками должностные инструкции педагогов и иных работников;
определение списка учебников и учебных пособий;
определение модели организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся;
разработка плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
повышение квалификации педагогов;
обеспечение кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации основной образовательной программы.

С официальными документами о введении в действие ФГОС СОО, а также со всей необходимой информацией можно познакомиться на сайте Минообрнауки России (раздел "ФГОС") или по следующим ссылкам:

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего
образования (утверждён приказом Минобрнауки от 17 мая 2012 года №413)

Стандарт индивидуальных образовательгых маршрутов


Что представляет собой Федеральный го сударственный стандарт среднего общего образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании». Федеральный государственный стандарт основного общего образования представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования (СОП ООО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Чем отличается новый стандарт от предыдущих?

Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования.

Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности. Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий - это отличие в структуре. Учебный план делится на обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства. Особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор.

Главная задача школы - предоставить обучающимся качественное образование. А родители обучающегося обязаны:

Обеспечить посещение обучающимся занятий согласно учебному расписанию и иных школьных мероприятий, предусмотренных документами, регламентирующими образовательную и воспитательную деятельность гимназии;

Обеспечить выполнение обучающимся домашних заданий Родители обязаны выполнять и обеспечивать выполнение обучающимся устава и правил внутреннего распорядка ОУ и иных актов ОУ, регламентирующих её деятельность;

Родители обязаны посещать родительские собрания, а при невозможности личного участия обеспечивать их посещение доверенными лицами, по просьбе руководителя ОУ или классного руководителя приходить для беседы при наличии претензий ОУ к поведению обучающегося или его отношению к получению общего образования. Родители обязаны извещать руководителя ОУ или классного руководителя об уважительных причинах отсутствия обучающегося на занятиях

Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Именно поэтому в стандарт, например, введена Программа формирования универсальных учебных действий, а учебные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.)

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. На ступени среднего общего образования (10-11кл) у обучающихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе». Оцениваться будет не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появится возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ. Это могут быть рисунки, сочинения, наблюдения, аудио-, видеоработы, газеты, презентации, создание личного портфолио с коллекцией достижений ученика.

Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности, разрабатывает собственную образовательную программу, Учебный план, учитывая, в том числе запросы и пожелания родителей школьников. Родители должны познакомиться с программой, чтобы понимать, как будут учить ребенка, по каким технологиям, чему его научат, какими качествами и умениями он будет обладать по окончании основной школы.

Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт?

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
  • предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах "выпускник научится…", что является группой обязательных требований, и "выпускник получит возможность научиться …", не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

Что изучается с использованием ИКТ?

Изучение биологии, физики предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке географии, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

Что такое информационно-образовательная среда?

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы

С информацией о новых образовательных стандартах, образовательными программами по учебным предметам можно ознакомиться на сайте

Виктория Николаевна Петрова
Ответы на вопросы по содержанию ФГОС ДО и ряду нормативно-правовых документов, сопровождающих его введение на территории РФ

Вопрос №1 .

С какого периода времени повсеместно будет введен ФГОС ДО ?

Ответ :

Приказ об утверждении ФГОС ДО вступил в силу 1 января 2014 г. ФГОС ДО утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 вступил в силу 1 января 2014г.

31 декабря 2013г. Первый заместитель образования и науки РФ Н. В. Третьяк подписал план действий по обеспечению введения ФГОС ДО .

Сроки реализации плана по обеспечению введения Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО ) с 31 декабря 2013г. – декабрь 2016г.

Для этого необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям :

Создание нормативно-правового , методического и аналитического обеспечение реализации ФГОС ДО ;

Создание организационного обеспечения реализации ФГОС ДО ;

Создание кадрового обеспечения введения ФГОС ДО ;

Создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС ДО ;

Создание информационного обеспечения введения ФГОС ДО .

Вопрос №2 .

С какой целью в РФ вводится стандартизация образования, в том числе дошкольного образования?

Ответ :

На территории РФ вводится стандартизация образования, в том числе и дошкольного с целью регулирования отношений в сфере образования при реализации образовательной программы дошкольного образования. Данный стандарт могут использовать родители (законные представители) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования. ФГОС ДО разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, с учетом Конвенции о правах ребенка.

ФГОС ДО направлен на достижение следующих целей :

1. Повышение социального статуса дошкольного образования;

2. Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3. Обеспечение государственных гарантий уровня и качества школьного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4. Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Вопрос №3 .

Что такое целевые ориентиры развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста? Зачем они введены в ФГОС ДО ?

Ответ :

Целевые ориентиры дошкольного образования – это социально-нормативные возрастные характеристики ВОЗМОЖНЫЖ достижений ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Целевые ориентиры дошкольного образования – это требования ФГОС ДО к результатам освоения программы. Нельзя допускать использование целевых ориентиров дошкольного образования для непосредственной оценки реальных достижений детей.

Целевые ориентиры ФГОС ДО отражают согласованные ожидания общества относительно дошкольного детства и представляют собой возрастной портрет ребенка, который не может быть непосредственно применен к отдельному ребенку.

Вопрос №4 .

Какие должны быть условия проведения - сходства и различия в педагогической и психолого-педагогической диагностике. (Опираясь на документы ФГОС ДО , комментарии к ФГОС ДО и «Закон об образовании РФ» ) .

Ответ :

Педагогическая диагностика – это оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий лежащих в основе их дальнейшего планирования. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач :

1. Индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2. Оптимизация работы с группой детей.

Психологическая диагностика – это выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, которая используется при необходимости сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. Такую диагностику проводят только с согласия родителей (законных представителей) квалифицированные специалисты (педагоги-психологи и психологи) .

Сходства :

Педагогическая и психолого-педагогическая диагностики направлены на улучшение усвоения программы и развития ребенка.

Отличия :

Педагогическая диагностика проводится педагогом для контроля и коррекции своих профессиональных задач.

Психолого-педагогическая диагностика проводится когда ребенку необходима коррекционная программа которая поможет ребенку, и проводится она только с согласия родителей (законных представителей) .

Обучение в первых - четвертых классах организовано в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) по образовательной программе «Школа России» с использованием учебно-методических комплексов, основанных на деятельностном, проблемно-диалогическом подходе в организации обучения, позволяющих максимально раскрывать личностные качества ребёнка в процессе творческой совместной деятельности по «открытию нового знания».


Режим занятий для обучающихся первых классов

Уставом школы определен особый режим образовательного процесса для обучающихся первых классов в соответствии с ФГОС:

    учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе в первую смену, выходные дни – суббота, воскресенье;

    используется «ступенчатый» режим обучения (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре, декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; с января по май - по 4 урока по 40 минут каждый);

    в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут;

    в расписании занятий в середине учебной недели предусмотрен облегченный день (среда);

    исключается система бального (отметочного) оценивания;

    дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

Нормативная база введения новых стандартов

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием "Закона об образовании в РФ" и представляют собой "совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию".



Особенности ФГОС

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений, навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности", "надпредметные действия" и т.п. В образовательной программе школы предусмотрен отдельный раздел - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникативных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД.



Требования к результатам обучающихся в соответствии с ФГОС

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

    личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, софрмированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности;

    метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

    предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах "выпускник научится...", что является группой обязательных требований, и "выпускник получит возможность научиться...".

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений обучающихся. Не будут подлежать оцениванию ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.), характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.), индивидуальные психологические характеристики выпускников начальной школы.

Внедрение информационных технологий в учебный процесс в соответствии с ФГОС

Изучение окружающего мира осуществляется не только через изучение материалов учебника, но и через наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации. В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В школе применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, репортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

Организация внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в школе организована по направлениям развития личности:

Спортивно-оздоровительное;

Духовно-нравственное (цикл классных часов «Я – гражданин»);

Социальное;

Общеинтеллектуальное (курс «Проектные задачи»);

Общекультурное.

Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Во внеурочную деятельность входят индивидуальные занятия логопедов, педагогов - психологов с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе - индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий, экскурсии, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся.

Педагогический совет

«Введение ФГОС нового поколения в практику работы школы»

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов - это веяние времени.

В соответствии с законодательством РФ государственные образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт России, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы.

С 1 сентября 2011-2012 учебного года все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.

Что изменилось в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт начального общего образования? Такой вопрос задают родители, учителя, а так же руководители школ.

Новый стандарт определил требования , которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения.

Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:

В цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;

В стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;

В систему контроля и оценки уровня образования;

В систему финансирования;

В учебно-методическое обеспечение;

В учебный план и учебные программы;

В деятельность учащегося и преподавателя.

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения должна стать их ориентация на результат образования.

Результат образования определяют следующие направления формирования качеств личности:

  • личностное развитие – развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностей ориентаций и качеств;
  • социальное развитие – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик;
  • общекультурное развитие – освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры;
  • интеллектуальное развитие – развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования;
  • коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском, родном и иностранном языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Также в законе прописаны государственные требования к условиям реализации образовательного процесса:

  • кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации педагогических кадров;
  • финансово-экономическое обеспечение – параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения;
  • материально-техническое обеспечение – общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды);
  • информационное обеспечение включает необходимую нормативно-правовую базу общего образования и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.

Таким образом, введение федерального государственного образовательного стандарта позволит:

  • обеспечит единство федеральных требований к образовательным программам и условиям их реализации на всей территории РФ, преемственность образовательных программ различных уровней образования и преемственность в исторически сложившейся культуре формирования образовательных программ;
  • повысить требовательность к разработке содержания образования образовательными учреждениями всех уровней, а также создать предпосылки для более объективного контроля за их деятельностью;
  • способствовать развитию академических свобод образовательных учреждений и учитывать особенности формирования образовательных программ подготовки научных и научно-педагогических кадров.

Все вышеперечисленное будет в конечном итоге способствовать повышению качества образования, конкурентноспособности российского образования на международном уровне и, как следствие, качества жизни и благосостояния россиян.

Новые стандарты образования: что ждет школы?

Стандарты в образовании – это гарантии того, что содержание образования будет соответствовать перспективным потребностям общественной жизни, экономики и вообще перспективам развития содержания образования.

Очень важно, кто, в каких условиях и как будет реализовывать это содержание.

Не для кого не секрет, что во всех школах России учат примерно одному и тому же. А вот результаты – то, чему научились дети, везде разные. Это зависит от многих факторов.

Во-первых , от того, кто является учителем.

Во-вторых , важны современные высокотехнологичные условия обучения.

В-третьих , культурно-бытовые условия в учебном заведении: начиная с гардеробов и туалетов и заканчивая спортзалами и библиотеками.

И наконец , очень важное условие – это нормальная, полноценная среда общения со сверстниками, только на такой полноценной соревновательной основе и может происходить развитие.

Все это учитывалось при разработке образовательных стандартов нового поколения.

Особенности ФГОС второго поколения

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным

Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности. Но это не значит, что мы отказываемся от «багажа» знаний. Мы просто меняем приоритеты. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта.

Новизна подхода к обучению по новым стандартам- системно деятельностный подход, который должен менять как деятельность учителя, так и ученика на уроке.

Многие учителя практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использованеи активных средств формирования УУД на уроке. Это и проектная, исследовательская деятельность, театрализация, рефлексия, портфолио

Рассмотрим особенности стандартов второго поколения в сравнении с федеральными стандартами первого поколения.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования первого поколения содержал нормы и требования, определяющие:

  • обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;
  • максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
  • уровень подготовки выпускников образовательных учреждений.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения представляет собой совокупность трех систем требований:

  • к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
  • к условиям реализации основной образовательной программы начального образования

Поскольку ФГОС НОО представляет собой совокупность трех вышеперечисленных требований, остановимся более подробно на каждой из этих систем.

1 система требований – требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

Стандарт второго поколения устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  1. личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности:
  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, культуре других народов;
  • овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимания, сопереживания;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, бесконфликтность, искусство спорить;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
  1. метапредметным , включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и метапредметными понятиями:
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • использование знаково-символических средств представления информации;
  • активное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации (выступления, презентации);
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, аргументирование точи зрения;
  • определение общей цели и путей ее достижения; распределение функций и ролей в совместной деятельности;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты;
  • овладение предметными и межпредметными понятиями.
  1. предметным , включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Сравним требования к результатам обучения, заложенные в стандартах первого и второго поколения.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования (образовательный стандарт первого поколения) приоритетом начального общего образования провозглашал:

  • формирование общеучебных умений и навыков – в новом стандарте это, так называемые, метапредметные результаты обучения;
  • освоение предметного содержания начального общего образования – в новом стандарте это требования к предметным результатам обучения;

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта

(стандарты первого поколения)

Федеральный государственный образовательный стандарт

(стандарты второго поколения)

Требования к личностным результатам

Общеучебные умения и навыки

Требования к метапредметным результатам

Требования к уровню подготовки по каждому предмету

Требования к предметным результатам

Таким образом, нововведение, регламентируемое ФГОС НОО – наличие требований к личностным результатам освоения образовательной программы. Многие возразят, что и учителя, и каждое общеобразовательное учреждение всегда стремились к формированию у обучающихся всех вышеперечисленных качеств. Однако это не было закреплено в государственном образовательном стандарте первого поколения.

Еще одна отличительная особенность заключается в том, что образовательный стандарт первого поколения содержал конкретный перечень требований только к результатам подготовки по предметам (требования к общеучебным умениям и навыкам носили «условный (примерный) характер » ).

В стандартах второго поколения четко определены конкретные требования ко всем трем составляющим результата обучения: личностным, метапредметным и предметным. Причем, именно в такой последовательности, что свидетельствует о приоритетах в современном обучении.

2 система требований – требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования

С момента вступления в силу нового ФГОС начального общего образования стали предъявляться новые требования к структуре основной образовательной программы.

Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствием с требованиями ФГОС основная образовательная программа имеет четкую структуру.

Учебный план

По сравнению с БУП 2004 г. (стандарты первого поколения) уходим от трех составных школьной программы – федерального, регионального и школьного компонентов. В новом стандарте две части: инвариантная и вариативная.

В начальной школе большая часть основной образовательной программы – это инвариант, незначительная часть – это вариатив.

В основной школе вариативная часть увеличивается для того, чтобы дать учителю и ученику возможность выбора.

В старшей школе вариативная часть может достигать трети основной образовательной программы, которая наполняется самим образовательным учреждением в соответствии с запросами и потребностями учащихся школы.

Инвариантная (о бязательная) часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам обучения. Обязательная часть учебного плана состоит из следующих областей:

Филология: русский язык, литературное чтение, иностранный язык.

Математика: математика, информатика.

Обществознание и естествознание: окружающий мир.

Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддистской культуры, основы иудейской культуры, основы культуры религий народов России, основы светской этики.

Искусство: музыка, изобразительное искусство.

Технология: технология.

Физическая культура: физическая культура.

Итак, в новом учебном плане появилась новая область: «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Цель учебного курса – « воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формирование первоначальных представлений о светской этике, отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России» .

Предметы образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вводятся в учебный план 4 класса из расчета 1 час в неделю. Какой конкретно учебный курс будет реализоваться, зависит от социального запроса обучающихся и их родителей (законных представителей)

Вариативная часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть, может быть использовано:

  • на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части,
  • введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные,
  • внеурочную деятельность .

Новизна заключается в том, что в рамках ФГОС в учебный план впервые введена внеурочная деятельность обучающихся из расчета 10 часов в неделю, причем в стандартах прописаны конкретные направления работы в отличных от учебных занятий формах, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, научные исследования:

  1. спортивно-оздоровительное;
  2. духовно-нравственное;
  3. социальное;
  4. общеинтеллектуальное;
  5. общекультурное.

Именно наличием перечисленных направлений внеурочной деятельности обусловлена необходимость наличия в основной образовательной программе школы программы духовно-нравственного развития, воспитания и программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Программа формирования универсальных действий содержит характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; типовые задачи их формирования, определять взаимосвязь универсальных учебных действий с содержанием всех учебных предметов.

Рабочие программы по каждому учебному предмету (курсу)

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы

Требования к результатам начального общего образования закреплены в ФГОС. Каждое образовательное учреждение должно разработать систему оценки достижений, основанную на принципах:

  1. «обеспечение комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования»;
  2. «в процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.)»

Для измерения результатов освоения предметных знаний разработаны и выпущены итоговые комплексные работы для каждого класса и каждого учебного предмета (показать образец). Измерительных материалов для личностных и метапредметных результатов нет.

3 система требований – требования к условиям реализации основной

Образовательной программы начального общего образования

Стандарт первого поколения включал раздел «Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования». Таким образом, в стандарте первого поколения были закреплены исключительно требования к материально-техническим условиям и объектам и средствам материально-технического обеспечения учебных курсов.

В рамках ФГОС НОО требования к условиям реализации основной образовательной программы представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы и достижения планируемых результатов начального общего образования.

Кадровые условия реализации основной образовательной программы

Требования, предъявляемые к кадровым условиям реализации основной образовательной программы, должны обеспечивать:

  • уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения,
  • непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения.

Непрерывность профессионального развития работников должна обеспечиваться освоением ими каждые пять лет дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72 часов.

Финансовые условия реализации основной образовательной программы

Формирование структуры и определение объемов финансирования реализации основной образовательной программы должно осуществляться на основе принципа нормативного подушевого финансирования. Региональный подушевой норматив и поправочные коэффициенты к нему, порядок расчета …устанавливается нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Материально-технические условия должны обеспечивать соблюдение:

  • санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (водоснабжение, канализация, освещение, воздушно-тепловой режим);
  • санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены);??????
  • социально-бытовых условий (наличие учительской, оборудованного рабочего места);
  • пожарной и электробезопасности;
  • соблюдение сроков и объемов текущего и капитального ремонта.????

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения

Эффективность образовательного процесса должна обеспечиваться системой информационно-образовательных ресурсов, создающих условия для реализации основной образовательной программы (информационно-образовательная среда).

Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением компьютерных технологий.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной

образовательной программы

Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению реализации основной образовательной программы включают:

  • параметры комплектности оснащения образовательного процесса, в том числе по каждому учебному предмету;
  • параметры качества обеспечения образовательного процесса.

Выводы по итогам работы за 2 года:

Процесс работы над внедрением новых стандартов НОО в школе начался еще в 2011-2012 учебном году и осуществлялся через:

1. Изучение нормативно - правовой базы федерального, регионального и муниципального уровней по внедрению ФГОС НОО.

2. Формирование рабочей группы по введению ФГОС

3. Составление основной образовательной программы образовательного учреждения.

4. Внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС НОО.

5. Анализа условий на соответствие требованиям ФГОС НОО

6. Информирование родителей всех ступеней о подготовке к переходу на новые стандарты.

Была создана рабочая группа по внедрению ФГОС, состоящая из администрации и учителей начальной школы.

Была разработана примерная основная общеобразовательная программа в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Примерной ООП НОО и на основе нормативно-правовых документов

  • опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что, в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения реализуются, хотя и не проблем;
  • введение часов на внеурочную деятельность обучающихся увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создаёт возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы со школьниками; материально-технические возможности школы (использование ИКТ технологий, ) позволяют организовать урочную и внеурочную деятельность эффективно, мобильно:
  • много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности; дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов;
  • наблюдения за первоклассниками при посещении уроков показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке;

Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.

В заключение хочу привести высказывание Александра Асмолова – одного из главных разработчиков новых стандартов - о времени, начавшихся реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».

Кто-то из великих сказал, что оглядываясь в прошлое надо с почтением склонить головы, а глядя в будущее – засучить рукава.

Проект решения педагогического совета.

2. Продолжить работу по совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников для подготовки к переходу на работу по новым государственным образовательным стандартам в рамках теоретического семинара и школьных методических объединений

3. Принять к сведению информацию по ходу введения ФГОС второго поколения в начальной школе.

4. Изучить все нормативные материалы ФГОС второго поколения для основной школы.

5. Методическим объединениям учителей способствовать изучению и накоплению опыта по данной проблеме, выносить трудные вопросы на обсуждение заседаний МО, семинары, педагогические советы.

6.Администрации школы обеспечивать условия для успешной реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в школе:

  • Своевременно направлять учителей на курсы повышения квалификации по вопросам перехода на новый ФГОС.
  • Обеспечивать материально-техническую поддержку и создавать информационно-развивающую среду при переходе на новый ФГОС (оснащение кабинетов, наличие соответствующих учебно-методических комплектов, программ).

Эффективное педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке – вторая составляющая современного урока, влияющая на качество обученности школьников

Анкетирование педагогов (ответы «да» или «нет»)

  1. Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.
  2. Когда ребенок «мямлит», мне хочется его слегка одернуть.
  3. Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.
  4. Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.
  5. Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.
  6. Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место.
  7. Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.

Если вы набрали больше трех ответов «да», то Вам бы не мешало задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли вы сделали, чтобы Ваши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу?

Педагогический совет

в МБОУ СОШ №24

«Внедрение ФГОС нового поколения в практику школы»

г. Новочеркасск

10.01.2014 года

Повестка дня:

1.«Обновление содержания и технологий обучения и воспитания обучающихся начальной школы посредством введения ФГОС»

2. Познакомить с ходом внедрения ФГОС.

3.Итоги 2 четверти.

Цель педсовета:

Знакомство педагогов с содержанием ФГОС нового поколения и введением ФГОС НОО в практику работы МБОУ СОШ №24.

Задачи педсовета :

1.Познакомить педагогов с предпосылками появления ФГОС, целями образования, структурой и особенностями

Стандарта.

2.Определить систему ведущих понятий, идей, состав ключевых задач, обеспечивающих результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) и формирование универсальных учебных действий.

3.Информировать педагогический коллектив о практике учителей начальной школы по реализации ФГОС.



Скачать бесплатно в.docx

Также можно скачать памятку:

На федеральном уровне разработаны критерии, позволяющие провести самоаудит в школьном учреждении, результаты которого покажут, насколько образовательная организация соответствует требованиям ФГОС. Самоаудит предполагает изучение следующих параметров::

1. Разработка и утверждение ООП основного общего образования
2. Приведение нормативной базы ОО в соответствие с требованиями ФГОС
3. Приведение должностных инструкций педагогов в соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования и принятыми в нем тарифно-квалификационными характеристиками
4. Проработка комплекса учебных материалов, учебников, пособий, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта общего образования
5. Разработана максимально эффективная и оптимальная для реализации ФГОС модель процесса обучения, включая организацию внеурочной деятельности
6. Разработка плана методической работы с педагогами, который обеспечивает эффективное сопровождение перехода на ФГОС ООП
7. Все педагоги прошли повышение квалификации в соответствии с требованиями ФГОС
8. Кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации ООП обеспечены и приведены в соответствии с требованиями ФГОС.

Критерии готовности педагогических кадров к переходу к работе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта образования ООП также определены и сформулированы.

Знаете ли вы?

Педагог готов к работе по новым государственным образовательным стандартам, если:

  • Знает, что такое УУД, владеет методами определения уровня их сформированности, знает, как они формируются.
  • Знает, какие УУД могут и должны быть сформированы у ученика определённого возраста вообще и с помощью преподаваемого учебного предмета в частности.
  • Знает, на какой уровень сформированности УУД необходимо выйти в конце учебного года. Знает алгоритмы и способы УУД и владеет ими.
  • Знает, какие типы заданий работают на развитие УУД.
  • Может подобрать задания на формирование УУД для каждого урока, в рамках любой темы.

Основываясь на этих критериях, школа или детский сад разрабатывает для себя технологическую карту для проведения самоаудита готовности к переходу на федеральный государственный образовательный стандарт образования.

Ведение ФГОС основного общего образования

Такая карта - не нормативный документ. Она может перерабатываться в каждом учреждении в соответствии с его спецификой: контингентом педагогов и обучающихся, доступными ресурсами для внеурочной деятельности, даже местоположение школы может влиять на проработку отдельных критериев. Поэтому здесь - только общее направление, конкретизировать каждый пункт любая организация может конкретизировать для себя.

Кадровое обеспечение

Самый важный и субъективный критерий, отсутствие которого сделает невозможным введение ФГОС основного общего образования. Он оценивается в баллах от 0 до 2 в следующей интерпретации: «Менее 50%», «50-90%», «Более 90%» или «Нет», «Один», «Более одного» в зависимости от смыслового наполнения каждого пункта:

  • Число педагогов (в процентах), имеющих высшую квалификационную категорию.
  • Наличие в штатном расписании образовательной организации квалифицированного педагога-психолога.
  • Наличие в штатном расписании социального педагога.
  • Наличие в штатном расписании ставок руководителей кружков, секций, педагогов допобразования.
  • Число педагогов, имеющих документы государственного образца, подтверждающие прохождение ими в течение последних трех лет обучение на курсах повышения квалификации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта образования ООП.
  • Число педагогов (в процентах), прошедших в течение последних трёх лет курсов повышения квалификации по направлениям, связанным с сопровождением проектной деятельности обучающихся, формированием и развитием метапредметных результатов.
  • Число педагогов (в процентах), прошедших в течение последних трёх лет курсов повышения квалификации по применению информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
  • Число педагогов (в процентах), прошедших в течение последних трёх лет курсов повышения квалификации по психологии и возрастной физиологии.
  • Число педагогов (в процентах), организующих в урочной и внеурочной работе.

Знаете ли вы?

На основании п. 23 Федерального государственного образовательного стандарта образования начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373, в требования к кадровым ресурсам включена обязательность освоения педагогическими работниками дополнительных профессиональных образовательных программ по профилю педагогической деятельности с периодичностью не реже одного раза в три года для реализации программ начального общего образования, а также программ стажировки на базе инновационных общеобразовательных организаций, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Финансово-экономическое обеспечение

Оценка по этому критерию производится в баллах от 0 до 2 и соответствует качественному определению «Нет», «Частично», «В полном объёме» или «Нет», «Эпизодическая», «Системная».

  • Определённый объём расходов, необходимый для перехода образовательной организации на федеральный государственный образовательный стандарт образования и достижения планируемых результатов, а также обоснованный механизм формирования этих расходов.
  • Возможность оказания обучающимся и их родителям.
  • Развитие партнерства с частными, государственными структурами и организациями.
  • Возможность для школьной/дошкольной организации получения грантов на реализацию авторских проектов и методик.

Предъявляются ли какие-либо требования к финансово-экономическим условиям реализации ФГОС начального общего образования?

Ответ: Согласно п. 24 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования требования к финансово-экономическим условиям выполнения основных образовательных программ начального общего образования обеспечивают возможность:

  • реализации прав граждан на получение бесплатного общедоступного общего образования;
  • исполнения требований федерального государственного образовательного стандарта образования;
  • реализации обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, включая внеурочную деятельность.

Смотрите видео на тему "Методические и организационные аспекты введения ФГОС"

Лариса Фальковская , начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России

Обеспечение индивидуального подхода к обучающимся как условие введения ФГОС в образовательной организации

В принятом федеральном государственном образовательном стандарте образования определено требование обеспечения обучающимся возможности определения индивидуального образовательного маршрута.

Этот критерий также оценивается баллами от 0 до 2 в соответствии с долей обучающихся, соответствующих каждому пункту «Менее 50%», «50-90%», «Более 90%»:

  • Наличие у обучающихся портфолио индивидуальных достижений
  • Наличие у обучающихся индивидуальной программы обучения

Оценки в баллах по каждому критерию суммируются и итоговое их число даёт возможность оценить степень готовности ОО к введению ФГОС.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: