Ууд во внеурочной деятельности в начальной школе и их формирование. Формирование ууд в начальной школе через внеурочную деятельность

Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность

Из опыта работы учителя МБОУ «Гимназия №5» г. Камень-на-Оби Чекалиной Елены Сергеевны

2014г

«Коммуникативная атака»

В Древнем Риме ежегодно проводился смотр красоты. В нём принимали участие самые богатые женщины города. Там блистала КОРНЕЛИЯ ГРАКХ. Она многих затмевала своей красотой и дороговизной украшений. После смерти мужа ее долго не было видно, через несколько лет она снова вышла на подиум без единого украшения.

Корнелия, где твои бриллианты? Где фамильные драгоценности?

Сейчас покажу!- ответила красавица и вывела своих 12 …детей.

Вот мои драгоценности!

Так может сказать любая мать, про своих детей. А у педагога драгоценности – ученики. Если ваши ученики успешны, значит вы достигли цели.

Сегодня я поделюсь с вами наработками по формированию УУД через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобрела новую окраску и актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора.

Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности.

Федеральные государственные стандарты общего образования пересматривают приоритеты в определении образовательных результатов и включают в состав основных образовательных программ формирование универсальных учебных действий. Главным в развитии личности ребёнка является умение учиться - познавать мир в сотрудничестве с другими учащимися и учителями.

На слайде вы видите 4 группы УУД. По критериям давайте назовем их.

Синий – познавательные

Зеленый – регулятивные

Желтый – личностные

Красный - коммуникативные

Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов, во внеурочной деятельности через кружковую, воспитательную работу. Проектирование образовательно-воспитательной программы начального образования должно быть согласовано с программой развития универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

Упражнение “Снежинка” (почему у всех получается по – разному)

А сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. Главное условие, не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед Вами лежит лист бумаги. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее: - сложите лист пополам

Опять сложите пополам

Снова оторвите правый верхний уголок

Сложите лист пополам

Оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою снежинку. Покажите их друг другу. Посмотрите, сколько замечательных, но абсолютно разных и непохожих друг на друга снежинок у вас получилось?

А почему? Как вы думаете? (все люди разные) Поэтому можно сделать вывод, что изучив нормативные документы, примерные программы внеурочной деятельности, мы все работаем вроде бы одинаково, но в то же время, по- своему.

Кружок «Перворобот»

На занятиях этого кружка мы работали с конструктором «Лего», который предназначен для начальной школы. Комплект включает в себя 12 заданий, которые разбиты на 4 раздела, по 3 задания в каждом. Все задания снабжены анимацией и пошаговыми сборочными инструкциями. В каждом разделе уч-ся занимаются технологией, сборкой и программированием несложных моделей с электромоторами. На одном из занятий, тема которого «Птицы» на разных этапах формируются следующие универсальные учебные действия:

Познавательные – умение решать проблемы и задачи. В начале занятия через загадки, эвристическую беседу выясняем, расширяем знания детей о птицах,

Определяем тему занятия, ставим цели, учимся работать по алгоритму, осуществляем контроль и самоконтроль – это формирование регулятивных УУД,

Умение работать в группе, в команде, умение договариваться, слышать и понимать партнера – это формирование коммуникативных УУД,

Работа по составлению программы запуска данной конструкции формирует познавательные УУД.

Занятия конструированием, программированием, исследованиями, написание отчетов, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию учащихся.

Кружок «Будь здоров»

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Будь здоров! » включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. Включает в себя, как теоретическую – изучение полезных и вредных привычек, так и практическую части – организация подвижных игр. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Чтобы спроектировать учебные действия по самоопределению, смыслообразованию, нравственно-этической ориентации рассматриваем различные задачи, по вопросам изучения самого себя, отношения к учебной деятельности, даем оценку поступкам. Например, изучая тему зимние виды спорта, говоря о зимней параолимпиаде, мы говорили о людях с ограниченными возможностями здоровья. Ребята на этом занятии давали нравственную оценку поступкам людей, заслуживающих уважения. Были высказывания ребят о том, что люди без ног, добились очень многого, им было очень тяжело, а я не делаю зарядку по утрам. Все это позволяет ребятам задуматься, оценить себя, свои поступки. И даже после этого занятия мы продолжали следить за результатами параолимпиады, болеть за наших спортсменов.

Особо мне бы хотелось остановиться на коммуникативных УУД. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» - является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Общество немыслимо вне общения. В последнее время в науке наряду с понятием “общение” используется понятие “коммуникация» Коммуникация - более широкое по объёму понятие. Общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. Коммуникация, по мнению психологов - это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.

Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации своих планов и потребностей.

Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности ученика.

Развитию коммуникативных навыков у учащихся мне помогает работа кружка «Будь здоров». Эти занятия помогают ребятам через игру выстраивать общение.

Если ребенок выбирает себе задание подготовить и провести игру, то у него формируются познавательные УУД

Кружок «Проектирование»

Когда нам предложили выбрать данное направление, было немного страшновато. С 1 класса организовать совместную учебно-познавательную деятельность, имеющую общую цель, направленную на достижение общего результата, было очень сложно. Начинали мелкими шагами. В помощь привлекали родителей. Для проектов выбирали темы, интересные детям. «Моя семья», «Комнатные растения – целители», «Ши да каша – пища наша», азбука пословиц о здоровье. «Птицы – наши друзья»

Познавательные УУД формируются при подготовке сообщений, в процессе бесед, выступлений,

Регулятивные и коммуникативные УУД формируются на всех этапах работы над проектом.

Развитие личностных УУД можно увидеть при участии ребят в индивидуальных проектах. Выступив на городском конкурсе «Я – исследователь» и получив хорошую оценку, ребята получили не только удовлетворение от этой работы, но и самоутвердились. Выступая перед одноклассниками получая положительную оценку со стороны одноклассников, ребята тоже самоутверждались, получая уверенность в себе и своих силах, все это позволяет говорить о формировании личностных УУД.

Кружок «Умники и умницы»

Целью данного кружка является : развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, значит формирование познавательных УУД .

Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

ИТОГ. Таким образом, УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:

коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,

познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,

личностные – определяющие мотивационную ориентацию,

регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе работы кружка нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеурочной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал внеурочных занятий по формированию умения учиться..

ХЛОПОК. упражнение.

Поставьте правую руку на локоток и поверните ладонью ко мне. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Ну как? Выходит? Почему? Чего не хватает? Нужна вторая ладошка.

Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – вы, другая – я. Давайте попробуем сделать хлопок вместе(делаем по очереди хлопки: учитель-родитель). Заметила, что при этом процессе все вы улыбались. Это же здорово! Я желаю вам всегда улыбаться, быть здоровыми и жизнерадостными.

Говоря о формировании УУД это упражнение тоже показывает, что невозможно формировать их только на уроках или только во внеурочной деятельности. УУД формируются как в урочной, так и внеурочной деятельности.

Спасибо за внимание.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

И.А.Суранова ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Формирование УУД (универсальных учебных действий) во внеурочной деятельности через реализацию программы «Бумажное моделирование»

Суранова И.А. (из опыта работы)

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Эти слова В.А.Сухомлинского как нельзя лучше отражает программа по внеурочной деятельности «Бумажное моделирование». Главная цель которой –гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества. Занятия по данному курсу знакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогают освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Поэтому основной задачей является развитие творческого потенциала детей средствами художественного труда и формирование у обучающихся прикладных умений и навыков.

Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей. Она развивается «по спирали», т.е. изменяется степень сложности выполнения заданий. Программа рассчитана на 4 год и состоит из 4-х разделов: «Оригами», «Жесткое конструирование», «Бумагопластика», «Фантазия».

Остановлюсь на положительных, на мой взгляд, моментах этой программы в рамках формирования универсальных учебных действий. Программой

предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.),окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок).

В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации - в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).Дополнена она и заданиями для учащихся 4 класса информационно практического характера, связанными с работой на компьютере в ограниченном интернет пространстве. Детям предлагаются разные виды работы – от поиска информации до ведения собственной интернет-странички на сайте Страна Мастеров http://stranamasterov.ru

Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге. Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает работа с учебными пособиями.

На первом этапе дети наблюдают, анализируют изображение поделки, пытаются понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее они определяют основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. Задача каждого занятия - освоение нового технологического приёма или комбинация ранее известных приёмов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Это позволяет учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания. Ребята могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определённым темам на более высоком и сложном уровне.

Возьмём тему «Оригами».

НАЧАЛО - это складывание из квадрата, знакомство с условными обозначениями; знакомство с информацией о происхождении; с людьми, занимающимися этой техникой

ИТОГ – сложные композиции, создание проектов; выставки и отчёты о работе.

Все задания соответствуют по сложности детям определённого возраста. Это

гарантирует успех каждого ребёнка и как следствие, воспитывает уверенность в себе.

Большим подспорьем в работе являются рабочие тетради:

«Школа волшебников» - 1 класс, «Волшебные секреты» - 2

класс, «Бумажное волшебство» - 3 класс, которые представляют собой новый тип учебных пособий С первых страниц тетради ребят встречают сказочные герои – Волшебница Фантазия, Мастер Клей, Тяпляп, Грязнокрас. Это персонажи сказки Т.Смирновой Страна Мастеров». Знакомство с их волшебными приключениями делают занятия еще более увлекательными.

Хотя у меня небольшой опыт работы, но я хочу отметить ряд положительных моментов при использовании рабочих тетрадей в рамках формирования универсальных учебных действий:

первое - дети могут самостоятельно выбирать не только вариант работы, но и способ ее выполнения: путем эксперимента, по схеме или по выкройке;

Те ученики, которые любят получать знания экспериментальным путем, выполняют работу самостоятельно, глядя на фотографию или карту; Для тех, кто затрудняется, предусмотрены схемы этапов работы. Если и этот способ действий оказывается сложным для ребенка, он может воспользоваться шаблонами.

второе - в конце каждой темы имеется раздел «Мои достижения», в котором дети учатся самостоятельно анализировать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, аккуратность, способ действия.

третье - все виды работ можно выполнять как индивидуально, так и коллективно

четвертое - выполнение заданий в тетрадях направлено на отработку основных операционных навыков - вырезание, складывание, гофрирование, надрезание, склеивание и т.д. Развивается мелкая моторика руки, улучшаются письмо, чтение и речь.

Кроме рабочих тетрадей можно использовать тетради для практических работ: «Бумажные фантазии» , «Бумажный калейдоскоп», «Бумажные вещицы».

Данной программой рекомендовано использование книг серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья (автор Т.Н.Проснякова). В них содержится интересная естественно-научная информация, сказки, загадки о представителях мира живой природы.

Остановлюсь на теме « Подсолнух» (2 класс)

На внеурочном занятии при изготовлении этой поделки я использую материал из книги «Цветы». Дети читают стихотворение про это растение, узнают, как подсолнух называли испанские завоеватели, впервые увидевшие его в Южной Америке. «Перуанский цветок солнца», то есть формируются познавательные УУД.

Но главное – рассматривая эту страницу, дети приходят к выводу, что эту поделку можно выполнить, используя другую технику – технику оригами.В 1-м случае – лепестки выполнены в технике скручивания гофрированной бумаги. Во 2-м случае – в технике оригами.

Ребята проводят наблюдение, сравнивают поделки и рассуждают, находят варианты решения, планируют свои действия при выполнении следующей работы. Таким образом формируются регулятивные учебные действия.

Высказывая собственное мнение, выслушивая мнение и идеи товарищей, соблюдая коррекцию в высказываниях, учащиеся формируют коммуникативные действия, а также личностные УУД – положительное отношение к занятиям, интерес к данному виду деятельности.

И еще ценность книг серии «Любимый образ» заключается в том, что в них рассказывается и показывается, как один образ (например, кошки) дети могут воплотить своими руками в различных техниках из самых разных материалов. Это от простых ниток, гофрированного картона, бархатной бумаги, ткани, пластилина до оригами и моделирования конусов. Хочу познакомить вас с не

менее интересными книгами. Книга «Забавные фигурки. Модульное оригами» (автор Т.Н. Проснякова)посвящена работе с одной техникой - конструированию из модулей, сложенных в технике оригами. В основе фигурок оригами лежит простой модуль, его могут складывать дети с 5 лет. Модульное оригами прекрасно подходит для учебного процесса, так как крупные поделки гораздо проще выполнять в коллективе.

Книга «Квилинг: создаем композиции из бумажных лент» (авторы А. Юртакова и Л. Юратова). Все изделия выполнены в очень популярной сегодня технике «квилинг» - из различных бумажных спиралей. Выполнении каждого изделия сопровождается по- шаговыми инструкциями авторов и цветными фотографиями, поэтому выполнить предложенные композиции детям не составляет трудности.

ИТАК, в ходе занятий «Бумажное моделирование» формируются УУД:

Личностные УУД – положительное отношение к занятиям творчеством; навыки организации рабочего места.

Регулятивные УУД – умение работать с бумагой; навыки правильного расположения пальцев – мелкой моторики;

Познавательные УУД – навыки работы с бумагой, понимание информации, предложенной в пособиях, поиск информации по другим источникам; работа с интернет ресурсами;

Коммуникативные УУД – построение логической цепочки рассуждения, умение делать выводы.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Бумажное моделирование»

рабочего места

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие в выставках, конкурсах по различным темам:

    «Пасхальное чудо»;

    «Волшебный пакет»;

    Конкурсы прикладного творчества (Всероссийские);

  • Марш парков и др.

С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е!

Внеурочная деятельность как аспект формирования универсальных учебных действий школьников

Аннотация. Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС начального, основного общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной деятельности, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы. Внеурочная деятельность в школе реализует воспитательные цели, использует формы и методы воспитательной работы с обучающимися, решает проблемы социализации личности и является составляющей воспитательной системы школы. Внеурочная деятельность организуется в 1-4, 5-7 классах в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального, основного общего образования .

В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

Ключевые слова: внеурочная деятельность, универсальные учебные действия, личностные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, информационные и коммуникационные технологий (ИКТ).

Личностными универсальными учебными действиями называют действия, позволяющие личности выделять социально востребованные задачи как значимые.

Личностные УУД разделяют на 3 составляющие блока:

Первый блок - самоопределение.

Формирование личностных универсальных действий у школьника происходит путём становления ряда задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...».

Одним из направлений в самоопределении личности ученика является самооценка, которая должна быть сформирована к моменту поступления в школу и диагностируется при определении индивидуальной готовности к школьному обучению.

Следующим направлением в личностном определении являются действия, которые связанны с формированием идентичности личности школьника. Внутренняя позиция ученика является одним из проявлений идентичности, принятием новой роли, нового статуса, позитивного отношения к школе и к изменениям внешней окружающей среды.

Второй блок - смыслообразование.

Смысл и мотивы учения имеют огромное значение. Одними из важнейших задач школы являются формирование и развитие у обучающегося умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения. Этому способствуют беседы о школе, успехи в учебе и широкое применение ИКТ.

Третий блок - нравственно-этическое оценивание.

Личностные УУД способствуют развитию умения сопоставлять свои поступки с этическими и моральными нормами, принятыми в современном обществе, развитию умения оценивать свое поведение и поступки, способствуют пониманию норм морали: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни.

Задание № 1 «Стул для самоанализа»

При выполнении заданий развивается внимание и наблюдательность. Ребята учатся анализировать ситуацию, сравнивать, доказывать, убеждать и быть терпимее по отношению друг к другу. Выполнение данного задания позволяет каждому ученику сопоставить, насколько представление одноклассников о нём, совпадает с его собственным мнением о себе.

Возраст: 10-15 лет.

Материал: листы для письма, ручки.

Описание задания: На первом этапе выполнения задания учитель рекомендует учащимся составить короткие фразы на листке бумаги, характеризующие самого себя. Перед классной доской находится «стул для самоанализа». Каждый учащийся, соблюдая очередность, занимает место на стуле. Одноклассники дают сидящему на стуле свою характеристику, а тот, в свою очередь проверяет, насколько его мнение о себе совпадает либо не совпадает с мнением одноклассников.

Анализ занятия. Учащиеся отвечают на вопросы: что понравилось? Какие испытывали трудности? Кого труднее оценивать - себя или других? Узнали о себе(о своем однокласснике) что-то новое?

Домашнее задание. Выполнить дома рисунок «Мои лучи». Нарисовать солнце с множеством лучей. Каждый солнечный луч на рисунке - отражение определенной характеристики учащегося.

Задание № 2 «Шкатулка будущего»

Цель: осознание учащимися своих качеств и мотивов, формирование личностной и коммуникативной рефлексии.

При выполнении заданий развивается внимание и наблюдательность. Ребята учатся анализировать ситуацию, сравнивать, доказывать, убеждать и быть терпимее по отношению друг к другу.

Возраст: 10-15 лет.

Форма выполнения задания: групповая игра учащихся под руководством учителя.

Материал: конверты, листы для письма, ручки.

Описание задания: один из учеников выходит из класса. Оставшиеся одноклассники называют положительные качества вышедшего ученика, которые помогают ему в общении с другими людьми, и отрицательные качества, которые мешают ему строить дружеские отношения, над которыми ему надо работать, чтобы от них избавиться. На доске записываются качества в 2 столбика. Затем приглашают вышедшего ученика и знакомят его с написанным на доске. Ученик, проанализировав мнение одноклассников, дает свою оценку и отвечает на вопрос: Что ты хотел бы изменить в себе по итогам работы в группе? Каким образом ты собираешься это сделать? Ответы на эти вопросы ученик записывает на листе бумаги и помещает его в конверт. Конверты с ответами подписываются и отправляются в «Шкатулку будущего». Через определенный промежуток времени (от 1 до 6 месяцев) «Шкатулка будущего» распаковывается и проводится анализ запланированных действий и совершенных учащимися за данное время.

Организацию учебной деятельности учащихся обеспечивают регулятивные действия . К таким относят:

1. Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, усвоено, и того, что еще неизвестно учащимся.

2. Планирование - составление плана и последовательности действий; определение очередности промежуточных целей, учитывая конечный результат.

3. Прогнозирование результата, уровня усвоения знаний и временных его характеристик.

4. Контроль в форме соотнесения способа действия и его результата с заданным эталоном для выявления отклонений и отличий от эталона.

5. Коррекция - внесение необходимых изменений в план и способ действия в том случае, если обнаруживаются отличия от эталона, реального действия и результата.

6. Оценка - осознание качества и уровня усвоения знаний.

7. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению трудностей.

Задание № 1 «Отгадай определение».

Возраст: 10-15 лет.

Описание задания: учащимся предлагается угадать слово по его описанию. Необходимым условием является объяснение хода выполнения задания.

Состояние организма, все функциональные системы которого в полной степени выполняют свои функции (Здоровье)

Поведение человека, направленное на укрепление иммунитета, профилактику заболеваний и формирование удовлетворительного самочувствия (Здоровый образ жизни).

Система знаний, направленных на обеспечение безопасности в производственной и непроизводственной среде с учетом влияния человека на среду обитания (Безопасность жизнедеятельности).

Задание №2 «Определи пословицу»

Цель: обогащение словарного запаса учащихся и грамматического строя речи.

Возраст: 10-15 лет.

Форма выполнения задания: фронтальная или индивидуальная под руководством учителя.

Описание задания: Какие пословицы, поговорки здесь зашифрованы? Объясните смысл.

Подарок не обсуждают, а принимают то, что дарят.

(Дарёному коню в зубы не смотрят)

В любом коллективе не могут быть все хорошими, обязательно найдётся плохой человек.

(В семье не без урода)

Учиться нужно в течение всей жизни, приобретая новые знания, жизненный опыт и мудрость.

(Век живи - век учись)

Если человек экономит там, где этого делать не следует, то впоследствии такая экономия обойдётся ему намного дороже.

(Скупой платит дважды)

В любом деле, если хочешь получить желаемый результат, нужно обязательно стараться и прилагать усилия (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда).

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

1. Универсальные общеучебные действия, которые разделяют на:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов поиска информации, также с использованием ИКТ:

- изменение объекта из чувственной формы в модель, с выделением главных характеристик объекта и преобразование модели с целью определения общих законов, которые выделяют данную предметную область;

- умение структурировать знания;

- смысловое чтение как понятие и принятие цели чтения и выбор вида чтения в соответствующей зависимости от цели; выбор информации из прослушанных текстов различных жанров; выделение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

2. Универсальные логические действия, включающие:

- анализ объектов с целью выделения главных и второстепенных признаков;

- синтез как составление целого из нескольких частей;

- выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- нахождение причинно-следственных связей,

- построение логической связи рассуждений,

Доказательство;

- постановка гипотез и их обоснование.

3. Действия постановки и решения проблем.

Задание № 1 «Выбор экскурсии»

Цель: формирование умения осуществлять эмпирическое исследование. Возраст: 11-15 лет.

Описание задания: учащимся предлагается выбрать экскурсию во время каникул. Проблема - выбор интересной для всех экскурсии. Подготовительный этап - организация сбора информации, выбор основных источников информации о различных видах экскурсии в городе. Основной этап - сбор информации о разных видах экскурсий с разных позиций (стоимость, время экскурсии, расписание - время начала, окончания и др.). Сравнение видов экскурсии по разным показателям с выбором наиболее подходящих вариантов. Обсуждение. Подведение итогов. Формулирование выводов.

Задание № 2 «Люди рядом с тобой».

Цель: формирование умения осуществлять эмпирическое исследование.

Возраст: 12-13 лет.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.

Описание задания: Учащимся предлагается провести анализ «соседствующего» окружения людей, используя вопросы следующего плана: сколько в их доме (подъезде) проживает детей, взрослых, детей дошкольного и школьного возраста, количество женщин и мужчин, работающих и неработающих, пенсионеров и студентов, а также профессии работающих людей. На основном этапе осуществляется сбор информации и её анализ по показателям, отражённым в вопросах, сравнение с данными, полученными в других местах проведения. Обсуждение. Подведение итогов. Формулирование выводов.

Коммуникативные универсальные учебные действия выражают социальную компетентность и учет позиции другого человека, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, более успешно войти в среду сверстников и строить конструктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Формирование коммуникативных умений и навыков взаимодействия у школьников ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

В контексте универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав которой входят:

· потребность ученика в общении со взрослыми и сверстниками;

· владение вербальными и невербальными средствами общения;

· положительное отношение к процессу взаимодействия;

· ориентация на собеседника;

· умение слушать партнера по общению.

Коммуникативные универсальные учебные действия рассматривают с нескольких позиций:

- Коммуникация как взаимодействие подразумевает общение с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией, а также способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия.

- Коммуникация как кооперация представляет собой организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, работу в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) и следование морально-этическим и психологическим типам общения и сотрудничества.

- Коммуникация как условие интериоризации указывает на речевые действия как на средства регуляции собственной деятельности.

Задание № 1 «Строим будущее вместе».

Цель: формирование умения принимать решения и отвечать за них, прислушиваться к мнениям других, анализировать их, менять свою точку зрения, если это необходимо.

Возраст: 10-15 лет.

Форма выполнения задания: фронтальная под руководством учителя.

Описание задания: учащимся предлагается объединиться в группы по 5-6 человек и создать проект, в котором каждый может обладать неограниченными возможностями, властью и финансированием. Группа ищет ответы на следующие вопросы: «Улучшение жизни человечества», «спасение окружающей среды от воздействия цивилизации». На выполнение задания дается определенное количество времени. В процессе занятия нужно уважать мнение собеседника. Если человек использует свой опыт, приводя какие-то примеры, необходимо дать ему возможность почувствовать, что он прав, стараться посмотреть на мир его глазами. Если кто-то не согласен с собеседником, так как считает, что у него есть лучшее решение этого вопроса, то надо постараться договориться, прийти к единому мнению.

Задание № 2 «Путешествуя по странам».

Цель: формирование умения критически мыслить и решать проблемы.

Возраст: 10-15 лет.

Форма выполнения задания: фронтальная под руководством учителя.

Описание задания: выполнение данного задания способствует пониманию духовных ценностей и культур различных национальностей. Ребята учатся влиять на образ мыслей своих одноклассников, оценивают важность многообразия идей и подходов к решению проблем, постепенно овладевают навыками эффективного взаимодействия. Класс делится на несколько команд, каждая из которых представляет выбранную ими определенную страну. В команде учащиеся получают отличную возможность высказывать различные мнения, участвовать в дискуссиях. Каждая команда старается показать особенность, самобытность той страны и того народа, который она представляет, отразить её неповторимость и своеобразие. Другие команды стараются понять причины именно таких условий жизни и особенности данной национальности. Каждое выступление команд рассматривается с нескольких позиций. Затем особенности каждой страны записываются в таблицу. Позже, когда таблицы каждой страны заполнены и ответы представителей стран выслушаны, участники пытаются найти те ценности, которые неизменны и не зависят от страны, от национальности. Следующий этап игры - дискуссия. Свобода самовыражения создаёт атмосферу, необходимую для успешных занятий. В результате ребята лучше узнают друг друга и себя.

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. N373«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.

Формирование личностных учебных действий (УУД)

во внеурочной деятельности

Макарова Л.И.

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №21»

Одна из приоритетных задач начального образования - задача «научить учиться». Это значит, что школа должна научить детей способам учебной деятельности, которые обеспечивают успешный процесс обучения. Особенностью содержания современного начального образования является формирование универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных), обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня является фундаментом для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна научить соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, моральными нормами. Научить осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. В своем выступлении я бы хотела рассказать об одном из аспектов формирования личностных УУД, сущность которых заключается не только в готовности ребенка к обучению в школе, но и в осознании себя учеником. Ребенок должен научиться понимать, «что такое хорошо и что такое плохо», эмоционально оценивать события. При этом ребенок учится выполнять разные социальные роли: ученик, одноклассник, пешеход, собеседник, гражданин и другие. Одним из эффективных методов формирования личностных УУД играют внеурочная деятельность и внеклассные мероприятия.

У младших школьников необходимо сформировать личностные универсальные учебные действия, включающие в себя три основных блока:

    1 блок: самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

т.е. положительное отношение к учению , к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,

    2 блок: смыслоообразование – поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю» и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва;

    3 блок нравственно-этического оценивания – линия нравственного развития компетентной личности. Личностные УУД обеспечивают развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной деятельности.

Необходимо учить оценивать и объяснять простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил, с позиции важности бережного отношения к здоровью и к природе, отделять оценку поступка от оценки самого человека, стремление к красоте , готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Условием эффективного формирования личностных УУД является умение учителя видеть в ребенке различные стороны его личности – не только лишь недостатки, но также его положительные качества.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Отсюда возникает вопрос: Как сформировать личностные УУД во внеурочной деятельности и возможно ли это?

Для этого нужно:

    Создание оптимальных условий для каждого обучающегося.

    Предоставление детям права выбора.

    Привитие навыков самоуправления (в третьем классе дети способны собрать спортивную команду, выбрать капитана, внести или не внести в список команды себя)

    Обеспечение развития положительных качеств неуверенных в себе детей.

    Эмоциональное стимулирование умственных усилий и проявления творчества учащихся.

    Привитие духовных традиций нашего народа – уважение к труду, творчество и созидание.

    Приобщение детей к культуре. Наши традиционные провода масленицы, поздравления мальчикам от девочек, девочкам от мальчиков. Участие в общественной жизни школы.

    Создание условий для формирования толерантности.

И как всякая деятельность, деятельность по формированию личностных УУД должна приносить плоды.

Каков же портрет ученика со сформированными личностными УУД.

1.Ученик осознаёт смысл учения и понимает личную ответственность за результат.

2.Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку.

3.Ученик понимает, кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься.

4.У ребёнка развита рефлексия. Он уже понимает, что умеет, чего ещё нужно добиться и как.

5.У ребёнка сформирована мотивация.

6.Сформирована адекватная самооценка.

Одним из направлений внеурочной деятельности в нашей школе является -спортивно-оздоровительное. Сегодня одно из занятий программы клуба «Уроки здоровья», нам показала Мухина Ирина Анатольевна.

Тема занятия «Я-хозяин своего здоровья»

Цели: Сформировать представления о здоровом образе жизни.

Занятие состояло из нескольких этапов и на каждом из них Ирина Анатольевна развивала личностные УУД.

На первом этапе Смыслообразование - дети получили возможность оценивать в предложенных ситуациях конкретные поступки; объяснили, почему те или иные поступки оцениваются именно так; произошло развитие мотивации деятельности и личностного смысла учения. Они понимают чувства других людей и сопереживают им.

На втором этапе - Самоопределение, - дети получили возможность самостоятельно определять и объяснять смысл общих для всех людей правил поведения, гигиены; они приняли установку на здоровый образ жизни и обогатили свой жизненный опыт.

На третьем этапе ребята работали в группах. На этом этапе Ирина Анатольевна развивала сотрудничество со сверстниками и прививала навыки самоуправления. Ребята осознавали личную ответственность за результат деятельности.

Дети понимают роль здорового образа жизни и необходимость правильного питания; на этом этапе происходит развитие рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими; осознание себя, как субъекта, в целостном восприятии окружающего мира, умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни и здоровью.

Еще одно занятие общеинтеллектуального направления по курсу внеурочной деятельности «Юным умникам и умницам» нам показала Петрова Ольга Алексеевна.

Целью данного кружка является: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, формирование мыслительных операций, логического мышления, развития познавательного интереса.

Это занятие проводилось в виде игры «Хочу всё знать!» и на каждом этапе были поставлены личностные универсальные учебные действия.

На первом этапе -Самоопределение к деятельности Ольга Алексеевна формировала положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

На этапе актуализации знаний , а это был блиц – турнир, учитель хотел, чтобы дети определили границы собственного знания и незнания и проявили желание принять участие в игре.

Затем по теме занятия они работали в группах. На этом этапе Ольга Алексеевна развивала сотрудничество со сверстниками и прививала навыки самоуправления. Ребята осознавали личную ответственность за результат деятельности и связывали свои успехи с усилиями и трудолюбием.

На этапе итога занятия и рефлексии происходит развитие рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими; на протяжении всего занятия дети выражали положительное отношение к процессу познания: проявляли внимание, терпимость друг к другу, желание больше узнать.

Занятие этого же направления показала Новикова Светлана Петровна по курсу внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»

Тема занятия: Геометрические фигуры.

Цель: продолжить работу с многоугольниками, закрепить знания о квадрате-подмножестве многоугольников, развивать внимание, воображение, речь, умение работать со схемой, воспитывать аккуратность и добросовестное отношение к работе.

На своем занятии Светлана Петровна так же на каждом этапе формировала личностные универсальные учебные действия.

На первом этапе занятия – формировала личностный смысл учения. Желание приобретать новые знания и совершенствовать имеющиеся.

На этапе сообщения темы занятия

На втором этапе развивала самостоятельность и личную ответственность при работе в парах. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор. При поддержке других участников группы и педагога.

На этапе итога занятия и рефлексии происходит развитие рефлексивной самооценки.

Еще одним из направлений внеурочной деятельности в нашей школе является –духовно-нравственное. Сегодня мы посмотрели занятие по курсу кружка «Азбука нравственности», которое нам показала Остапчук Анна Александровна.

Тема занятия «Добро творит чудеса!»

Цели:

    на примерах, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло»;

    воспитывать у детей положительные качества характера;

    способствовать сплочению коллектива;

    мотивировать детей на совершение добрых поступков;

    воспитывать способность к совершению добрых дел во благо других людей;

    учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

  • способствовать эмоционально-эстетическому, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.

Анна Александровна на своем занятии формировала следующие Личностные Универсальные Учебные действия:

    ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей ;

    развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения;

    знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность) ;

    Формирование моральной самооценки;

    проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, взаимопомощи.

На внеурочных занятиях нет оценок. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

И в заключении хочу сказать, что формирование личностных УУД являет собой только часть, пусть очень важную, но часть становления современного человека. И личностные УУД – это часть открытой системы, которая подчиняется запросам общества и влиянию времени. Может через некоторое время нам нужно будет пересмотреть эту позицию. Но на данный момент формирование личностных универсальных учебных действий – это необходимость, потребность современного общества.

Требования ФГОС и практика обнаружения существенных затруднений у выпускников школ, связанных с самоидентификацией и выбором жизненного пути, повышают важность школьной воспитательной работы и социальной адаптации учащихся, в том числе, в рамках направлений внеурочной деятельности по ФГОС в начальной школе .

Внеурочная деятельность объединяет те виды деятельности детей, которые реализуются согласно ООП и способствуют:

  • оптимизации образовательной нагрузки в учреждении;
  • социальной адаптации и всестороннему развитию учеников;
  • формированию универсальных учебных действий;
  • успешной подготовке школьников к предстоящему решению жизненных задач;
  • получению учащимися необходимой базы знаний и навыков для творческой и профессиональной самореализации.

Цели и задачи внеурочной деятельности в 1-4 классе по ФГОС

Реализуя требования ФГОС, внеурочная деятельность является обязательной частью школьной образовательной программы и учебно-воспитательного процесса. При этом образовательные учреждения имеют достаточную самостоятельность в контексте выбора содержания внеурочной деятельности детей, как одной из форм организации свободного времени учеников.

Независимо от формы внеурочной деятельности в начальной школе , целью ее является помощь в максимальном охвате ООП и достижении запланированных предметных, метапредметных и личностных результатов по итогам обучения в младших классах. Так, по итогам учебы в начальных классах дети должны не только знать и уметь, но также чувствовать, действовать и принимать решения. Именно для этого в школах создается воспитательная среда, которая позволяет активизировать интеллектуальные и социальные интересы учеников, развить творчески активную, здоровую личность, демонстрирующую правовое самосознание и гражданскую ответственность. Только в определенных условиях дети приобретают социальный опыт, на основании которого принимают установленную в обществе систему ценностей. При наличии свободного выбора дети успешно развивают свои интересы, постигают культурные традиции и духовно-нравственные ценности.

Все направления и виды внеурочной деятельности в младших классах ориентированы на реализацию следующих задач:

  • воспитание в учениках настойчивости и целеустремленности;
  • социальное становление личности младшего школьника, которое осуществляется в процессе коллективного творчества и общения;
  • творческое самовыражение ученика на базе позитивного отношения к окружающей действительности;
  • эффективное задействование материально-технической и учебно-методической базы ОУ, кадрового и методического потенциала.

Внеурочная деятельность в начальной школе организуется по следующим направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Результатами освоения внеурочной деятельности должны стать:

  • получение социального опыта, социальная компетентность;
  • практика самостоятельного общественного действия;
  • положительное отношение и принятие основных социальных ценностей;
  • готовность к познанию;
  • сформированные основы гражданской идентичности.

Результаты всех видов деятельности в начальной школе по ФГОС квалифицируются по уровням:

  1. В дружеском коллективе одноклассников дети получают социальные знания (1 класс).
  2. Взаимодействуя с социальными объектами, ученики учатся сопереживать базовым общественным ценностям (2-3 класс).
  3. Школьники получают опыт самостоятельного общественного действия (4 класс).

Для этого педагогам следует определить факторы, которые способствуют развитию детей, и которые его тормозят. Внеурочная деятельность должна проходить в атмосфере взаимного доверия и полной педагогической поддержки в формате диалога между учителем и учеником, при котором педагог отказывается от внешнего оценивания, стимулирует самостоятельность ребенка, подчеркивает сильные стороны его личности.

Виды деятельности в начальной школе по ФГОС

Направления и виды внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС взаимосвязаны и являются содержательными ориентирами для организации занятий, тогда как разработку форм внеурочной занятости осуществляют на их основании. В образовательных учреждениях доступны различные внеурочной деятельности.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

В журналах «Справочник заместителя директора школы» и «Справочник руководителя образовательного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ОО:

!!! Об обучении детей с нарушениями здоровья
!!! Изучение уровня адаптации выпускников начальных классов

Трудовая (производственная) деятельность

Трудовое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности направлено на развитие активности, трудового сознания, трудолюбия и практического мышления. Ученики должны понимать социальную важность разных профессией, иметь базовые трудовые навыки, уважительно и положительно относиться к любой трудовой деятельности.

В кружках в 1-4 классах трудовая внеурочная деятельность в начальной школе по ФГОС осуществляется на примере взрослых, которые используют различные методы, включая художественный и ручной труд (изготовление поделок и рисунков), благоустройство территории школы и класса, уборку учебных помещений, помогающие сформировать у детей понимание различных трудовых действий, социальных ситуаций, профессий. На помощь педагогам приходят:

  1. Игры. Поскольку профпросвещение является ключевым направлением трудового воспитания учеников младших классов, в сюжетно-ролевых играх на трудовые сюжеты дети могут на время перевоплощаться в строителей, агрономов, врачей, учителей, что позволит понять принципы торговых отношений, работы в строительной сфере, сельском хозяйстве.
  2. Экскурсии. С учениками младшего звена можно посетить местные кондитерские фабрики, больницы, заводы, предприятия аграрного сектора и легкой промышленности: подобные экскурсии, организованные при участии родителей, познакомят детей с технологией производства той или иной продукции, трудовыми функциями представителей разных профессий.
  3. Мастер-классы. Пробуя самостоятельно делать елочные игрушки или шоколадные конфеты, дети получают неоценимый практический опыт и те положительные эмоции, которые позволят выбрать правильный курс в профориентации.
  4. Выставки. Соревновательный момент в организации конкурсов и выставок стимулирует творческую и трудовую активность детей, любознательность, увлекает их, формируя положительное отношение к труду.

Игровая деятельность

Для дошкольников игра была ведущей формой деятельности, движущей развитие ребенка, однако в младших классах игровая деятельность отходит на второй план, уступая место образовательной. При этом именно в форме игры ученики лучше осваивают социальные роли, получают новые знания и навыки взаимодействия, поскольку большинство игр отличает свободная развивающая деятельность, значительная доля импровизации, широкое поле для творчества, состязательность, соперничество, действия по правилам, отражающим логическую последовательность и содержание игры.

Таким образом, игра, как одна из форм проведения внеурочной деятельности в начальной школе , выполняет следующие функции:

  • социализации - включая ученика в систему социальных отношений;
  • коммуникации - позволяя усваивать общекультурные и общечеловеческие ценности, входить в контекст взаимоотношений между людьми;
  • самореализации - открывая для ребенка поле для самовыражения, разрешения жизненных затруднений, демонстрации свободы действий.

Для этого в практике внеурочной деятельности используются не только педагогические, но и ролевые («Моя семья», «Моя школа», «Моя будущая профессия», «Путешествие по ПДД»), спортивные («Бег в мешках», «Выбивной», «Пятнашки», «Попади в корзину», «Городки», «Веселые старты»), военно-патриотические («Щит», «Я - будущий солдат», «Зарница»), интеллектуальные («Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Поле чудес», игры-головоломки, викторины), настольные игры (шахматы, шашки, домино, крестики-нолики, монополия).

Художественно-эстетическая деятельность

Художественное творчество ставит целью воспитать творческую личность ребенка, сформировать у него способность видеть прекрасное повсюду, положительно воспринимать окружающий мир, получить базовые представления о красоте, чистоте и аккуратности, что даст мощный импульс для освоения мировой культуры, наполнения духовной жизни ученика. Эстетическое воспитание детей начинается не с программы кружков видов внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС , а с декоративно-прикладного искусства, народного творчества, фольклора, скульптуры, танца, театра, музыки, кино, живописи и архитектуры, познакомиться с которыми младшие школьники должны на внеурочных занятиях в школе, различных мероприятиях в каникулярное время и в ходе посещения учреждений допобразования. Учителям важно приобщить детей к прекрасному, развить в них эстетические потребности и способность видеть красоту, научить воспринимать разные виды искусства (в начальной школе особое внимание уделяется восприятию художественных произведений).

Для этого детям предлагается:

  1. посещение кино, музеев, художественных выставок, спектаклей, фестивалей;
  2. занятия в кружках прикладного искусства и ИЗО (коллажи, вышивка, витражная техника, холодный батик, работа с соломкой и кожей, пошив мягких игрушек, флористика, роспись по дереву, лего-конструирование и прочее);
  3. игры-миниатюры, инсценировки, компьютерные игры (одобренные и отобранные педагогом), просмотр познавательных программ, чтение.

Научно-познавательная деятельность

Познавательная внеурочная деятельность младших школьников осуществляется посредством работы школьного научного общества, кружков, факультативов, интеллектуальных клубов, проведения викторин, олимпиад, экскурсий, что позволит детям познакомиться со всеми аспектами познавательной деятельности человека, которая не ограничивается рамками школьных занятий, а лишь начинается с них.

Социальные знаний или результаты первого уровня дети постигают в процессе изучения социального мира: они получают навыки и информацию, которые необходимы для комфортного сосуществования в обществе. На познавательных занятиях школьники узнают о повседневной жизни, получают социальные знания, знакомятся с нормами морали и этики, общечеловеческими ценностями, спецификой межконфессиональных и межрасовых отношений.

Результаты второго уровня - формирование благосклонного отношения к общественным ценностям - возможно при добавлении ценностной составляющей во все направления, виды и формы внеурочной деятельности , направленной на познание. Учителям важно стимулировать в детях мышление, предоставляя возможность свободно высказывать свои мысли, доказывать свою позицию, вести дискуссию, обсуждать предложенную тему, стимулировать дискуссии внутри малых групп. В связи с этим наиболее эффективны:

  • внутригрупповые дискуссии, на которых школьники могли бы высказывать свое мнение касательно вредных привычек, социальных проблем, массовой культуры, экологии, нравственности и безнравственности людей, героизма, войны и прочего;
  • исследовательские проекты;
  • интеллектуальные марафоны, олимпиады, конференции учеников;
  • предметные факультативы, интеллектуальные клубы.

Все эти формы взаимодействия помогают ученикам не только выражать свое отношение к предмету дискуссии, но и соотносить его с мнениями других подростков, что может менять его взгляды на мир. Чтобы привнести ценностную составляющую в познавательную внеурочную деятельность, достаточно затронуть нравственные предметы взаимодействия науки и мира, например, этические аспекты генной инженерии, двойственность значения расщепления ядра атома, последствия эпохи великих географических открытий или экологических последствиях производства дешевых синтетических материалов.

Новые возможности для карьерного роста

Чтобы лучше разобраться с нормативным обеспечением педагогической деятельности, требованиями ФГОС и профессионального стандарта к учителю начальных классов, знать больше о психолого-педагогической культуре учителя по

За прохождение - диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Результаты третьего уровня будут достигнуты при условии взаимодействия учеников с субъектами социума в открытой общественной среде, во время социально ориентированных акций.

Спортивно-оздоровительная деятельность

Предполагает закладывание основ безопасного и здорового образа жизни. С началом школьных занятий детский организм получает физические нагрузки, которые необходимо компенсировать, для этого навыки, которые дети получают на уроках физкультуры, должны закрепляться в рамках самостоятельной оздоровительной деятельности. Младшие школьники могут делать дома утреннюю зарядку, на переменах в школе - легкую гимнастику или участвовать в подвижных играх, а после школы - посещать дополнительные занятия и секции. Через взаимозависимость внеучебной и учебной деятельности достигается нужный оздоровительный эффект: дети активно используют полученные знания, участвуя в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, выполняя физические упражнения. Одним из видов внеурочной деятельности в младшей школе является процесс овладения двигательной активностью общеразвивающей направленности, что позволяет совершенствовать физическую форму детей, стимулировать их самостоятельность, творческие мышление и сознание.

Место проведения Время проведения Формы организации внеурочной деятельности
Школа Первая половина учебного дня Утренняя зарядка, динамические паузы во время урока, перемены, динамические паузы между уроками
Вторая половина учебного дня Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки подвижных, народных, оздоровительных игр
Учреждения дополнительного образования детей, спорта Вторая половина учебного дня, выходные дни Детские спортивные секции, кружки
Школьные оздоровительные лагеря Каникулярное время Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности (в соответствии с программой лагеря)

Туристско-краеведческая деятельность

Начиная осваивать туристско-краеведческую деятельность, ребенок получит базовые социальные знания первого уровня, познакомится с принципами поведения на реке, в горах, в лесу, правила поведения в архиве, библиотеке, музее. Однако наиболее эффективно новые знания младшие школьники усваивают в полевых условиях, знакомясь с жизнью земляков и жителей других регионов, социумом, этическими нормами, общественными ценностями, разными религиозными убеждениями. Именно поэтому этот реализуется через следующие формы :

  • организацию музейных, факультативных и кружковых занятий, походов выходного дня, краеведческих экскурсий и экспедиций, спортивных и оздоровительных походов;
  • работу полевых лагерей, слетов, архивную и библиотечную работу;
  • проведение краеведческих викторин и олимпиад;
  • переписку и встречи с интересными людьми.

Маршруты походов и экскурсий педагоги стремятся прокладывать так, чтобы дети попутно посетили храмы, монастыри, старинные дворянские усадьбы, памятники истории, музеи и другие знаковые места. Особенно важно организовать встречи с очевидцами исторических событий, местными жителями, краеведами, известными и интересными людьми, общение с которыми в значительной мере расширит кругозор детей.

Чтобы младшие школьники достигли результатов второго уровня - принятия базовых общественных ценностей, - педагогу следует:

  • установить неписанные правила туристского коллектива, положить начало туристским традициям класса. Например, дети должны делиться с товарищами, поддерживать чистоту всех посещаемых группой объектов, стремиться использовать правильную красивую речь. Усвоив эти нехитрые правила, дети, став уже опытными туристами, будут предъявлять их новичкам.
  • Побуждать к соблюдению учениками режимных моментов и отказу от безделья. Поскольку в экспедиции всегда хватает работы для каждого, школьники должны складывать рюкзаки, разводить костер, готовить еду быстро и слаженно.
  • Стимулировать у детей терпение, силу воли, концентрацию, без которых не удастся преодолеть препятствия, попадающиеся на пути, и все трудности походной жизни. Учителю следует помочь школьникам достойно встретить испытания и пройти через них, не утратив силы духа и уверенности в себе.

Третий уровень результатов - получение опыта самостоятельного социального действия - дети приобретают, активно включаясь в походный ритм жизни и систему сменных должностей (например, штурман, хронометрист, краевед, дежурный и командир) - важную форму организации походной жизни. В этом случае учитель должен стать примером для подражания, привлекая детей к расчистке братских могил, туристических стоянок, колодцев от мусора, оказанию помощи ветеранам, заботе о животных и других благотворительных акциях. Школьники осмыслят и усвоят такой опыт социального действия, а после будут применять его рефлексивно.

Последним важным аспектом туристско-краеведческой деятельности является рефлексия. Дети должны уметь анализировать сложности, с которыми они столкнулись, свои способности и силы, работу коллектива, оценивать степень достижения целей и свой вклад в них.

Социальное творчество (общественно-полезная деятельность)

Школьное идейное и нравственное воспитание направлено на формирование сознательных граждан, а потому детям важно прививать трудолюбие, честность, уважение к старшим, стремление быть полезными обществу, целенаправленность, социальную активность. Дети должны проявлять ответственное отношение не только к личному, но и к общественному делу.

В младших классах социальное развитие детей возможно посредством такой формы организации внеурочной деятельности в начальной школе , как проблемно-ценностное общение, социальное творчество, трудовая деятельность. Все они незаменимы для социальной коммуникации и развития культурных и личностных ресурсов ребенка, перенятия коллективного опыта поколений. В рамках внеурочной общественно-полезной деятельности в школе, летних школьных оздоровительных лагерях или в учреждениях допобразования ученики младшей школы могут:

  • принимать участие в различных праздниках, мероприятиях для ветеранов, инвалидов и пожилых людей;
  • приобщаться к озеленению класса и пришкольной территории, субботникам;
  • организовывать дежурства по классу;
  • проводить социальные акции в рамках школы или района;
  • практиковать социально-моделирующие ролевые игры;
  • разрабатывать социальные проекты;
  • принимать участие в дискуссиях, беседах, круглых столах, затрагивающих социально значимые темы;
  • поддерживать тимуровское движение, коллективное творчество и трудовой десант.

В качестве примера внеурочной деятельности в начальной школе социальное творчество может быть реализовано в ключе патриотического воспитания. Лучшими формами воспитания патриотизма служат уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ и войны в Афганистане, просмотр фильмов патриотической тематики, военно-спортивные мероприятия, работа в музейных фондах и архивах, посещение музеев, организация выставок или творческих конкурсов. Помимо этого общественно-полезная деятельность может быть реализована в форме трудовой или волонтерской деятельности, которые призывают детей ценить труд, проявлять инициативу в коллективной и групповой работе.

Досугово-развлекательная (досуговое общение)

Досугово-развлекательное общение как одна из форм воспитательной работы способствует гармоничному развитию личностных качеств ребенка, объединению ученического коллектива, формированию благоприятной психологической атмосферы. Культурно-досуговая - такой вид внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС , который:

  • дает школьникам социальные навыки и знания, умение ориентироваться в заданной социальной среде;
  • развивает воображение, творческие способности и мышление, познавательные процессы, эмоциональную и волевую регуляцию;
  • вовлекает учеников в совместную деятельность;
  • воспитывает эстетические и нравственные чувства, желание и умение учиться;
  • формирует положительное отношение к социальным ценностям и реалиям, умение находить компромиссы, общаться;
  • дает понимание повседневной жизни, позитивное эмоционально-ценностное восприятие окружающих и себя.

Поскольку всесторонне развитая личность - гуманный идеал современности, культурно-досуговая деятельность является залогом индивидуальной самоактуализации личности и представляет собой взаимодействие тенденции к социализации и индивидуализации личности. Следовательно, досугово-развлекательная деятельность выполняет функции социализации, коммуникативности, накопления и хранения культурного наследия и ценностей, производства новых ценностей, рекреации и гедонизма.

В ходе организации внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС применяются пять видов детского активного и пассивного досуга:

  1. Игровая, техническая, художественная, научно-исследовательская и трудовая деятельность - все то, что связано с активным творческим началом.
  2. Посещение выставок, музеев, чтение, экскурсии - то, что связано с потреблением культурных и духовных ценностей.
  3. Спортивные мероприятия, вечера отдыха, игры на свежем воздухе, прогулки - то, что направлено на восстановление моральных и физических сил ребенка.
  4. Праздники, кружковая работа, детские клубы - то, что реализует коммуникативные потребности.
  5. Олимпиады, конкурсы, викторины, краеведческие и туристические походы, летние лагеря - то, что связано с творческой и учебной деятельностью.

В начальной школе детский досуг принято организовывать в формате бесед, конкурсов, викторин, различных праздников, концертов, инсценировок, театрализаций, КВНов, интерактивных игр, читательских клубов и конференций, встреч с интересными людьми. Педагоги-воспитатели выбирают актуальную форму и методику, руководствуясь потребностями учеников, их возрастными особенностями, состоянием ученического коллектива и отдельных его членов.

Проблемно-ценностное общение

Внеурочная деятельность в формате проблемно-ценностного общения опирается на такие формы и методы работы , которые влияют на детское восприятие мира, смысла жизни, повседневных проблем. Как правило, этот вид деятельности строится в формате дискуссий, тематических диспутов, этических бесед, которые позволяют детям достичь результатов всех уровней.

  1. Этическая беседа дает младшим школьникам социальные знания и является личным высказыванием, насыщенным переживаниями и эмоциями, нацеленным на обратную связь от детей. Она сочетает в себе импровизацию и строгую программу, поднимает важные коллизии художественных текстов или реальных ситуаций и строится на канале общения «педагог-дети», что не предполагает коммуникацию детей между собой.
  2. Дебаты позволяют сформировать позитивное отношение к социальной действительности. В них принимают участие две стороны: поддерживающая тему мероприятия и отрицающая. Стороны должны убедить судей в правоте своей версии, приводя разумные аргументы и доводы. Важно, что в ходе дебатов участники иногда могут отстаивать ту точку зрения, которую в реальности не поддерживают, реализуя ролевой принцип. Воспитательный момент проявляется в том, что дети, подбирая сведения и аргументы в пользу изначально не близкой им теории, постепенно приходят к ценностному самоопределению.
  3. Проблемно-ценностная дискуссия отражает переход от теории обсуждения к практическому действию и ставит участников перед выбором: действовать или нет, позволяя достичь результатов третьего уровня, запустив процесс социального самоопределения. Это групповая форма работы, где учитель играет роль организатора. На дискуссии поднимаются вопросы социальной реальности, которые интересны и близки детям. Наиболее подходящей темой является «Роль молодежи в жизни родного города/поселка/села». Чтобы определить наиболее актуальные темы и острые вопросы потребуются данные локальных социологических опросов, важно подготовить пакет материалов СМИ, которые связаны с выбранной темой.

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе

Академические часы, которые выделены на различные виды и направления внеурочной деятельности в начальной школе , ориентированы на реализацию всех форм организации занятости младших школьников вне уроков. Чтобы педагоги смогли раскрыть в детях творческий потенциал, приобщить их к труду, познакомить с культурными и духовными ценностями, занятия проводятся в формате классных часов, торжественных мероприятий, конкурсов, викторин, олимпиад, спортивных соревнований, кружков и секций, КВНов, исследовательской работы. Все это позволяет детям адаптироваться среди одногодок, определить и развить свои способности, выбрать курс дальнейшего развития, ощущая собственную востребованность и уникальность.

Психофизиологические особенности младших школьников делают невозможными долгие статические нагрузки: детям нужно оперативно переключаться с одной формы работы на другую. К тому же ученики начальной школы еще во многом заинтересованы в тех видах деятельности, которыми они увлекались в детском саду. Администрация школы выбирает не только число часов, отведенное на каждый тип внеурочной деятельности, но также направление и содержание этой деятельности, принципы чередования учебных и внеучебных занятий, формы коллективной или индивидуальной работы, отличные от учебных занятий, принимая во внимание потребности детей, имеющуюся материально-техническую базу и пожелания родителей учеников. Если у школы нет материально-технической возможности должным образом организовать внеурочную деятельность , для этих целей задействуют возможности организаций культуры и спорта, учреждений допобразования детей.

Говоря об организации и формах внеурочной работы, следует отметить, что успех этих занятий в большей степени зависит от выбора тематики, которая интересна ученикам. Современные дети в начальных классах умело пользуются смартфонами, интересуются робототехникой, программированием, информационными технологиями. Внеурочные занятия, посвященные инновационным технологиям, вызывают неизменный интерес учащихся начальных классов и, таким образом, отвечают целям и задачам внеурочной деятельности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: