План конспект занятия по ДПИ на тему "Введение в образовательную программу. История декупажа

Групповое занятие: декоративно-прикладное творчество в технике "Декупаж" с мастер-классом

Пряхина Елена Юрьевна, воспитатель.
Место работы: ОГКОУ Чернцкая школа-интернат для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей с ОВЗ

Описание: занятие и мастер-класс предназначен для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, будет полезен учителям и воспитателям, а так же педагогам дополнительного образования при подготовке к занятиям по творческо-прикладной деятельности.

Декоративно-прикладное творчество в технике "Декупаж" с мастер-классом.

В учебно-воспитательной работе с детьми одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.
О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и др.). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей
Цель деятельности педагога: приобщение воспитанников к новому виду декоративно - прикладного творчества.
Задачи занятия:
Воспитательные:
1. Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил безопасности при работе с режущими, колющими предметами.
2. Трудовое и эстетическое воспитание, привитие навыков культуры труда, воспитание усидчивости и трудолюбия.
Развивающие:
1. Развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, рациональное использование времени и памяти, точность движений, художественный вкус, творчество.
2. Ознакомление учащихся с историей развития старинной техники «декупажа».
3. Создание условий для развития творчества и сотворчества детей и взрослых.
Обучающие:
1. Научить простейшим приёмам начального этапа салфеточной техники “Декупаж” через элементы образного мышления.
2. Расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, сформировать знания о существующих видах прикладного творчества, об особенностях их выполнения.
3. Обучение технологической последовательности и трудовых приемов выполнения «декупажа».
4. Формирование образного и пространственного мышления.
Форма организации образовательного процесса: групповая разновозрастная (10-12 детей).
Методы и приемы:
Организации учебно-практической деятельности: практическая объяснительно-иллюстративная
Стимулирования и мотивация: создание эмоционально-нравственной ситуации;
Самостоятельной познавательной деятельности воспитанников: выполнение практической работы по декорированию изделий;
Контроля и самоконтроля: самооценка своей работы детьми.
Материалы и оборудование:
Объекты для декупирования
Ножницы
Салфетки (бумага с картинками) для вырезания
2 листа цветного картона
Клей ПВА, титан
Кисть, губка
Лента-сетка (любая легкая ткань – шифон, органза) 8-9 см шириной и 80-100 см длиной
Акриловый лак
Гуашь, эмаль для покрытия.
ТСО:
Компьютер
Мультимедийная презентация
Ожидаемый результат:
Освоение воспитанниками нового вида декоративно-прикладного творчества;

Ход занятия

Подготовка воспитанников к работе на занятии, психологический настрой.
- Здравствуйте, садитесь. А сейчас сделайте глубокий вдох и выдох, выплеснули плохую энергию, настроились на хорошую дружную работу.
Все мы любим с детства делать аппликации и рисовать. Во-первых, нам доставляет удовольствие сама техника выполнения, во-вторых, мы чувствуем себя творцами, в третьих – наградой служит сделанная своими руками вещь! Дети становятся взрослыми, а желание делать прекрасное остается. Не смотря на то, что в магазинах продается много необычных и интересных вещей, нас самих тянет смастерить что-то оригинальное.
Слайд 1 Тема сегодняшнего занятия интересная! Она имеет русское значение - вырезать и французское название – декупаж
Слайд 2 Декупаж – это аппликация, покрытая лаком. Такая техника украшения была изобретена китайскими крестьянами в XII веке.


Слайд 3 Как вид искусства он первый раз упоминается в конце XV века в Германии. В Европу этот интересный метод декорирования пришел в XVII-XVIII веках вместе с красивой лаковой китайской мебелью, когда там появилась мода на «Восток».



Слайд 4 И европейцы "заразились" декупажем. Женщинам XVIII - XVIIII века настолько понравилось заниматься техникой декупажа, что они стали обклеивать все, что попадалось им на глаза: музыкальные инструменты, шкатулки, табакерки, мебель, ширмы…



Сейчас эта старинная техника вновь стала модной и широко распространена в различных странах при декорировании сумочек, шляпок, подносов, ёлочных украшений, солнечных часов, шкатулок, посуды, упаковок и т. д., а также при создании эксклюзивных предметов интерьера, при оформлении одежды и изготовлении модных аксессуаров. В настоящее время мотивы для декорирования чаще вырезаются из трехслойных салфеток,


поэтому декупаж в некоторых языках получил иное название – салфеточная техника.
Сами же декорируемые поверхности могут быть из самых различных материалов – дерева, металла, керамики, стекла, ткани, кожи, пластика.
За окнами весна, скоро наступит лето, и я предлагаю выполнить практическую работу, над названием «Летняя фантазия».
Пред вами на столе находятся различные материалы для техники декупаж, определите, что вам сегодня понадобится, и приступим к мастерству.
Воспитатель проверяет организацию рабочего места, демонстрирует поэтапные приемы работы, называя все операции. Предлагает детям выполнить работу вместе с воспитателем.
При работе по декупажу необходимо соблюдать следующие правила безопасной работы:
Слайд 5 Правила техники безопасности при работе с ножницами:
1. Использовать ножницы следует строго по назначению.
2. При падении ножниц не надо пытаться их поймать, во избежание травмирования.
3. Используя ножницы, нужно держать их острыми концами от себя.
4. Не размахивать руками, если там находятся ножницы.
5. Ножницы кладите кольцами к себе.
6. Не оставляйте ножницы раскрытыми.
Слайд 6 Правила техники безопасности с клеем:
1. Быть осторожным с клеем.
2. Не вдыхать его.
3. После приготовления изделия, нужно помыть руки под тёплой водой с мылом.
4. Периодически проветривать помещение.
Этапы работы:
1. Распределение объектов декорирования - тарелки, разделочная доска, картонные круги и квадраты
2. Заготовка элементов для декорирования – вырезание из салфеток
3. Приклеивание элементов салфетки на поверхность (клей ПВА, кисть, объект декорирования)
4. Просушивание поверхности
5. Красочное оформление работы
6. Нанесение лака
7. Просушивание поверхности
Слайд 7 Приступаем к работе. (Звучит легкая музыка) Воспитатель наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы детей, помогает воспитанникам, испытывающим затруднения. Контролирует соблюдение правил безопасной работы.
Берем наши заготовки и закрашиваем их белой гуашью смешанной с клеем ПВА (я буду декупировать коробку из под конфет, заранее декорированную яичной скорлупой)






Вырезаем подходящие элементы узора из салфеток для оклеивания поверхностей,


отделяем самый верхний слой салфетки, на котором и есть рисунок.


Прикладываем салфеточный рисунок к тому месту, где он будет находиться на вашем изделии. Обмакиваем кисть в клей и начинаем приклеивать салфетку. Клей наносим прямо поверх салфетки (она очень тонкая и легко пропитывается). Двигаем кистью от центра к краям рисунка (как будто рисуем солнечные лучи), аккуратно придерживая рисунок другой рукой.
Все это делаем нежными движениями, иначе все испортим.





Оклеивая боковины, не отрезайте лишний узор, а загибайте его на другую поверхность.



Если узор обрезан и вам не нравиться его внешний вид, вырежьте приблизительно равный по диаметру цветок и наклейте его поверх (так же можно вырезать и приклеить бабочку или божью коровку)




Внутреннюю часть крышки коробочки декупируем на морскую тему: вырезаем узор из салфетки и приклеиваем.





Приготовим краску для фона (голубая гуашь, смешанная с клеем ПВА) и закрашиваем основной фон внешней стороны коробочки.




После высыхания, наносим перламутровую эмаль и тут же промокаем ее салфеткой.




Теперь переходим к внутренней стороне крышки: белой перламутровой эмалью подкрашиваем облака, желтой и бронзовой эмалью рисуем лучи солнца, голубой гуашью, смешанной с клеем ПВА закрашиваем пустое пространство – это будет море.



После высыхания, наносим второй слой голубой гуаши.


Теперь берем губку и промокаем гуашью цвета морской волны и темно-синего цвета.


Пока краска высыхает, начнем облагораживать дно и внутренние боковины коробочки. Для этого отрезаем полоски из картона равные ширине и длине периметра коробки. Приклеиваем ленту, делая небольшие складочки, по верхнему периметру коробочки и тут же приклеиваем на нее отрезки картона, закрывая срез ленты.




Второй лист картона делаем на 1-2 см меньше периметра дна коробочки, промазываем клеем, приклеиваем ко дну коробочки.


Подходящую по цвету пряжу (узкую атласную ленточку, тесьму) приклеиваем вокруг узора с маяком.


Бронзовой эмалью с помощью кисточки подрисовываем очертания птиц.


И вот наша коробочка превратилась в шкатулочку.

Муниципальное общеобразовательное учреждение – основная общеобразовательная школа с. Усатово

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ

В 7 КЛАССЕ

Прикладное творчество

в стиле "Декупаж"

Демяненко Маргарита Александровна

учитель технологии

28.11.2011 г.

Тема урока: Прикладное творчество в стиле «Декупаж»

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с историей возникновения и развития техники “Декупаж”, с основным применением в интерьере.

2. Научить простейшим приёмам начального этапа салфеточной техники “Декупаж” через элементы образного мышления.

Задачи урока:

Обучающая:

Расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, сформировать знания о существующих видах прикладного творчества, об особенностях их выполнения.

Развивающая:

Развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, рациональное использование времени и памяти, точность движений, художественный вкус, творчество.

Воспитательная:

Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил безопасности при работе с режущими, колющими предметами и лаком. Воспитать интерес к нетрадиционным видам декоративно - прикладного творчества

Продолжительность урока: 90 минут

Средства обучения:

Наглядные

Образцы салфеток,

Инструкционные карты,

Правила техники безопасности с режущими инструментами и лаком,

Образцы готовых изделий

Учебные:

Тетрадь, чертёжные инструменты, объект для декупирования (рамка для фотографий - основа), ножницы, салфетки (бумага с картинками) для вырезания, клей ПВА, кисти, лак по дереву, гуашь – для окрашивания фона и нанесения дополнительных элементов в рисунке.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления с выполнением практической работы.

Ход урока:

1 этап. Организационный момент

Цель этапа: Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие.

Организация начала занятия: подготовка учащихся к работе на занятии – полная готовность класса и быстрое включение учащихся в деловой ритм.

- Здравствуйте, дети. Все готовы к уроку? Садитесь.

2 этап. Актуализация знаний и умений

Цель этапа: Прочное закрепление знаний, полученных раньше. Повторение материала прошлых уроков и ТБ в форме беседы. Подготовка к основному этапу занятия - обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

- Тема нашего сегодняшнего урока Прикладное творчество в стиле "Декупаж".

Целью нашего сегодняшнего урока является ознакомление с историей возникновения и развития техники “Декупаж”, с основным применением в интерьере, научиться простейшим приёмам начального этапа салфеточной техники “Декупаж” через элементы образного мышления.

Но прежде чем мы приступим к изучению новой темы ответьте на несколько вопросов:

1. Какие виды прикладного творчества мы уже изучили?

Дети называют - изонить, вышивка, вязание спицами и крючком, выжигание по дереву, роспись по стеклу.

2. Что такое декорирование предмета? (всякое художественное украшение предмета или помещения, легкий и приятный способ сделать домашний очаг уютнее и красивее).

3. Какие предметы можно декорировать? (посуду, мебель, бытовую технику, одежду, кухонную утварь, рамки для фотографий, шкатулки и др.)

3 этап. Усвоение новых знаний. (20 мин.)

Цель этапа: Узнать основные сведения о салфеточной технике, о видах декорирования и этапах подготовки к нему.

План объяснения:

1. Исторические сведения о технике “декупаж”

2. Определение слова "декупаж"

3. Применение техники в современном интерьере

4. Основы "декупажа"

5. Материалы и аксессуары.

Сегодня на уроке вы начнете знакомство с еще одним видом прикладного творчества – "декупаж". Это очень интересная техника. Надеюсь, вам понравится.

- Записываем новую тему (уч-ся записывают тему урока в тетрадь).

    Из истории

Учитель - Декупаж как форма искусства возник в Венеции 300 лет назад. Считается, что XVII век стал самым благоприятным для развития техники декупаж и других рукоделий с использованием бумаги.

(сообщения детей – 2 человека)

Агафонова В. - «Декупаж» – французкое слово, означает «вырезать». Это искусство украшать вырезками из бумаги поверхность, изображая какую-либо сцену или историю. В разные времена декупаж был известен под различными названиями. Итальянцы называли его искусством для бедных. Французы – глазурь для бедняков. В Англии декупаж носил название япанинг, поскольку подражал работам японских и китайских мастеров, что привозились в Европу в XVIII веке. Декупаж в том виде, в каком мы его знаем сейчас, стали делать краснодеревщики, желая сделать более дешёвые копии предметов, поставляемых из Китая и Японии, которые пользовались в то время огромной популярностью. Декупажированные вещи (в основном мебель) окрашивались однотонной краской, а затем украшались вырезками из гравюр. Наклеенные картинки покрывались краской или позолотой, затем вся поверхность покрывалась лаком. Мебель, украшенная таким образом, издалека выглядит как расписная, но при более тщательном рассмотрении становится понятно, что это декупаж. Чаще всего так украшали комоды.

В XVIII веке любое путешествие было делом длительным, и, как правило, гости приезжали не на день или несколько дней, а оставались на недели или даже месяцы. И тут перед хозяевами вставал вопрос, чем развлекать гостей. Декупаж стал развлечением для гостей. У любой дамы на столике для рукоделия можно было обнаружить пару маленьких ножниц для того, чтобы вырезать картинки для украшения альбомов. Искусство украшения альбомов стало естественным продолжением шитья и прочего рукоделия, и было очень популярно в Англии и Европе в целом. В Италии чаще всего декорировали письменные столы.

Мыльникова Ю. - Искусство декорирования мебели возникло в Венеции. Тонкие узоры, плетения, воздушные золотые нити – всё это использовалось в венецианской мебели. По мере роста популярности декупаж распространился и во Францию. И говорили, что Мария Антуанетта и придворные дамы настолько увлечены декупажем, что разрежут всё, что попадётся им на глаза. Поговаривали, что даже работы Буше и Ватто не избежали ножниц этих леди. Французкий декупаж был замысловатый и изящный. Он отражал причудливый, странный и декоративный характер французской мебели того периода. Обычно использовались цветы, бабочки, птички, музыкальные инструменты и венки. Королева Виктория не только сама увлеклась декупажем, но и стала коллекционировать декупажные работы других авторов. В эпоху Викторианства следящие за модой юные девушки часто декорировали ширмы, входящие в их приданное. Мода на декупаж в Англии исчезла с началом Первой мировой войны. Во Франции она прекратила своё существование после революции, в то время как в Венеции, колыбели декупажного искусства, по разным источникам работы делались до вхождения Наполеона в город. Декупаж в США В 1730 году был популярен в американских колониях. Картинки приклеивали на мебель, раскрашивали и покрывали лаком.

Немцы использовали рельефные рисунки детей. Эти выдавленные мотивы для вырезания и изобретены были сами германцами и они имели превосходное качество. Норвежский декупаж был полностью посвящён мифологии. Польские декупажисты использовали блеск и сияние. Обычно в дизайне использовали красочную и блестящую бумагу. Мексиканский декупаж яркий и многоцветный. Его используют для декорации праздничных украшений. В общем техника декупажа мало чем отлиется от той, что использовалась в XVII веке в Венеции.

- Хорошо (вопрос детям):

- Так когда появилась техника "Декупаж" и в какой стране? (17 век Венеция)

- Как с французского языка переводится слово "декупаж"? (вырезать)

- Что можно украшать в технике "декупаж"?

Молодцы.

- Запишите в тетради время и место появления техники "декупаж".

    Декупаж позволяет, согласно вашим вкусам, выбрать лучшее из многочисленных образцов, вырезать понравившееся изображение и затем прикрепить его на декорируемый вами предмет. Декупаж позволяет декорировать мебель, коробки, шкатулки, ткань, ведра, лейки и еще очень многое. После завершения всех этапов работы, картинка будет выглядеть как нарисованная.

Декупаж - старинная техника, вновь ставшая модной буквально в последние годы.

Декупаж - это скрупулезное вырезание изображений, которые потом наклеиваются на поверхность для декорирования согласно вашему желанию и затем покрываются несколькими слоями лака для защиты. Эта техника требует времени, терпения и предусматривает множество попыток, чем результат удовлетворит Вас.

Окончив изучение этой техники, вы сможете создавать эксклюзивные предметы интерьера, декоративно оформлять одежду, самостоятельно изготавливать модные аксессуары и делать многое, многое другое насколько позволяет вам ваша фантазия.

- Запишите определение "декупаж" в тетрадь.

3. Где применяется?

Декупажем можно оформить практически всё, что подскажет вам ваша фантазия: цветочные горшки, вазы, тарелки (декоративные), стаканы, разделочные доски (деревянные и пластмассовые). Можно сшить из простой ткани скатерть и салфетки, и оформить их в эксклюзивный набор. Можно сделать диванную подушку под ваш интерьер. Главное, что все вещи получаются красивые и полезные в хозяйстве!

4. Основы "декупажа"

Техника декупажа” – это техника украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Оформление элементов интерьера в технике “декупаж” восходит к XVII веку. Именно тогда широко применялось наклеивание бумажных аппликаций на мебель, полы, стены, так, что покрытые лаком аппликации выглядели как рисунки. В настоящее время мотивы чаще вырезаются из трехслойных салфеток, потому декупаж в некоторых языках получил иное название – салфеточная техника. Но приклеивающиеся мотивы не ограничиваются только салфетками. Это могут быть иллюстрации из журналов, оберточная бумага, этикетки, декупажные карты, в последнее время широко распространяется применение принтерных распечаток. И собственно единственная объединяющая база в этой технике: вырезание мотивов. Сами же декорируемые поверхности могут быть из самых различных материалов – дерева, металла, керамики, стекла, ткани, кожи, пластика.

5. Материалы и аксессуары.

Для работы в технике "Декупаж" используются:

1. Основа – предмет, который декорируется.

2. Декупажные карты. Бумага для декупажа - получила в нашей стране название "декупажная карта". Она бывает разной плотности, разного размера. Выбор декупажной карты зависит от техники декупажа.

3. Вместо декупажных карт так же можно использовать рисовую бумагу.

4. Салфетки для Декупажа. Из трехслойной салфетки в декупаже используется только один самый верхний цветной слой. Этот тонкий слой накладывают на поверхность заготовки и наносят мягкой кистью средство для декупажа.

5. Самые необходимые инструменты для декупажа - очень острые небольшие ножницы (маникюрные, медицинские, специальные ножницы для ришелье и гобеленов). Для вырезания из более плотных материалов используют ножницы, скальпель или специальный нож для декупажа (с вращающимся лезвием).

6. Кисти - удобно использовать плоскую синтетическую кисть шириной 1-2 см. Для крупных предметов лучше использовать кисти большей ширины или валик. Часто удобнее наносить краску и лак не кистью, а поролоновой губкой.

7. Если рисунок на салфетках слишком мелок и тонок для вырезания, то вырезаются крупные элементы, а мелкие дорисовываются акриловыми красками (мы будем использовать гуашь, в целях экономии).

8. Для приклеивания вырезанных элементов к основе используется:

- спец. клеи для декупажа (или клей ПВА (разбавленный или неразбавленный)).

9. Для конечного завершения работы используется акриловый лак. Есть специальные акриловые художественные лаки, но они очень дорогие. А, поскольку лаком надо покрывать изделия много раз, то мы воспользуемся строительным.

10. Кракелюрный монолак.

Этим лаком можно добиться эффекта старения. Кракелюры (франц. craquelure) – тонкая сетка трещин. В декупаже кракелюры создаются при помощи специальных кракелюрных лаков. Они могут быть одно - и двухкомпонентными, то есть состоять из одного или двух флаконов с разными составами. В использовании каждого состава есть свои тонкости.

ПОКРЫТИЕ РАБОТ ЛАКОМ

Декупажная работа лишь тогда хорошо выглядит, когда наклеенный мотив полностью сливается с фоном, находится с ним на одном уровне, нет "ступеньки" при переходе от бумаги к фону. Это достигается многоразовым покрытием предмета лаком. Количество слоев лака, нанесенных на финише, на некоторых работах может быть больше сотни.

Финишное покрытие всегда наносится с промежуточным шкурением слоев лака самой мелкой шкуркой. Оно (шкурение) сглаживает вздувшиеся места картинки и неровности нанесенного лака. Обычно шкурят после нанесения 4-5 слоев лака, стараясь снимать лак только с выпуклых мест изделия, выравнивая тем самым поверхность, после чего на поверхность наносят следующие слои лака, и так далее, пока мотив полностью не утонет в финишном покрытии.

Хороший финишный лак должен ложиться равномерно, легко шкуриться, быстро сохнуть без трещин и наплывов, не иметь сильного запаха и, главное, не желтеть со временем.

Прежде чем приступить к работе давайте повторим технику безопасности при работе с ножницами, клеем и лаком.

(опрос учащихся).

У каждого на столе лежит инструкционная карта. В ней описаны все этапы работы.

Рабочие места готовы, можете приступать к работе. Не забудьте заполнить оценочный лист.

4 этап. Практическая часть

Учащиеся основываясь на инструкционную карту и презентацию оформляют рамку для фотографий в технике "декупаж" в своем стиле.

    Этап – приклеивание салфетки к рамке

    Этап – декорирование готовой рамки гуашью (прорисовка дополнительных элементов)

    Этап – покрытые готовой рамки лаком (на следующем уроке).

Во время практической работы учитель наблюдает за работой учащихся и при необходимости помогает. По окончании выполнения работы, учащиеся заполняют оценочный лист.

ФИЗМИНУТКА проводится во время практической работы.

5 этап. Подведение итогов урока

Выставка работ:

Вот ваши рамки готовы. Давайте их внимательно рассмотрим. Что вам нравится в вашей работе, а что бы вы исправили?

Приближается Новый год – время дарить подарки. А мы с вами знаем, что лучший подарок тот, который приготовлен своими руками. Я думаю, ваши замечательные рамки будут идеальным подарком для ваших близких. Кому вы подарите свою рамку?

6 этап. Рефлексия

- было интересно…

- было трудно…

- теперь я могу…

- я научился(сь)…

- меня удивило…

- мне захотелось…

7 этап. Закрепление и обобщение темы урока. Кроссворд.

А теперь, подводя итог урока давайте разгадаем кроссворд:

Вопросы:

1. Для декорирования нужна…

2. Основа картинки - это…

3. Жидкость для скрепления…

4. Инструмент для вырезания…

5. Предмет для нанесения клея…

6. Каким лаком можно добиться эффекта старения

7. Готовое изделие – рамка для …

7 этап. Домашнее задание На следующемуроке мы с вами доделаем наши рамки для фотографий (покроем их лаком). И приступим к декорированию ткани в стиле Декупаж. Для этого принесите – х/б ткань (размером 20*20), салфетки с любым рисунком, и все принадлежности для выполнения работы в технике Декупаж.

8 этап. Выставление оценок . Каждый учащийся оценивает свою работу и в целом работу на уроке (самооценка). Говорит, сколько баллов поставил себе в оценочном листе и учитель выводит общую оценку.

9 этап. Уборка рабочих мест.

- Всем спасибо за урок, до свидания (уход детей).

ИНСТРУКЦИИ ПО РАБОТЕ:

ВЫРЕЗАНИЕ.
Для вырезания мотивов из салфеток пользуются очень острыми небольшими ножницами (маникюрными, медицинскими, специальными ножницами для ришелье и гобеленов), для вырезания из более плотных материалов используют ножницы, скальпель или специальный нож для декупажа (с вращающимся лезвием).
Если рисунок на салфетках слишком мелок и тонок для вырезания, то вырезаются крупные элементы, а мелкие дорисовываются очень тонкой кисточкой.
ПРИКЛЕИВАНИЕ
В первую очередь для приклеивания используются специальные клеи для декупажа. В случае их отсутствия приклеивать можно ПВА, яичным белком, разбавленным обойным клеем, клейстером, лаком для ногтей.
Перед приклеиванием у салфетки снимаются два лишних слоя, оставляется только третий с рисунком. Мотив из салфетки прикладывают на оформляющуюся поверхность и плоской кисточкой начинают приклеивать, промазывая клеем с внешней стороны. Пропитываясь клеем, салфетка начинает растягиваться, поэтому приклеивать следует очень осторожно, расправляя кисточкой образующиеся складочки. Приклеивание следует начинать от середины мотива.
Специальную декупажную бумагу следует перед приклеиванием на минуту замочить в воде и между двумя слоями бумажного полотенца. Мотив в этом случае промазывается с внутренней стороны, прикладывается к предмету, выглаживается кисточкой. Поверху можно еще раз пройтись клеем.
Принтерные распечатки приклеивают, предварительно сбрызнув изображение лаком для волос, для того чтобы не расплывались краски. Если бумага с распечатками достаточно тонкая, то можно клеить яичным белком, без предварительного сбрызгивания.
КРАСКИ
В технике декупажа используются акриловые краски, которые быстро сохнут, легко накладываются и не растворяются водой после высыхания. Можно также использовать специальные краски для декупажа, художественные краски для дерева или металла.
КИСТИ
Удобно использовать плоскую полужесткую кисть шириной 1-2 см, ею удобно наносить также и краски, и лак. Для крупных предметов лучше использовать кисти большей ширины или валик.
ЛАКИРОВАНИЕ.
Когда работа уже покрашена и обклеена, ее надо покрыть завершающими слоями лака, чтобы защитить от механических повреждений и влажности.
Лак используем матовый или блестящий, в зависимости от того эффекта, который хотим получить. Лучше использовать акриловый лак. Слоев лака может быть различное количество: от 2 до 40, столько, сколько нужно для того, чтобы картинка слилась с предметом, на котором она наклеена. Деревянные поверхности требуют больше слоев лака, т.к. дерево впитывает в себя первые пару слоев.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ:
Первая и самая важная операция, это выбор изделия для декупирования.

1. Выберите понравившийся рисунок и вырежьте его. Разделите салфетку на слои, далее работайте только с самым верхним, красочным слоем.

2. Нанесите клей на поверхность и наложите вырезанный мотив. Покройте двумя слоями клея, который соответствует вашей поверхности. Салфетка должна полностью пропитаться клеем, а рисунок надо тщательно и очень аккуратно разгладить кистью (не рукой!).

3. Время высыхания и обработка поверхности после высыхания зависит от использованного клея.
Техника декупажа позволяет декорировать любые поверхности.
С помощью салфеточной техники можно украсить цветами подарочные коробки, стены, мебель, цветочные горшки, абажуры, свечи, скатерти, сервировочные салфетки и т.д. Также можно сделать именные карточки для гостей. На стены, мебель, зеркала можно сделать декоративные бордюры.

ДЕКУПАЖ ПО СТЕКЛУ.
1. Аккуратно отделите верхний слой салфетки. Вырежьте нужный Вам рисунок. Не обязательно, в точности повторять его, эти огрехи станут незаметными, после нанесения лака.
2. Поверхность стекла, должна быть сухой и чистой. Вырезанный фрагмент накладывайте на стекло и наносите акриловый лак поверх салфетки, разглаживая её мягкой синтетической кистью. У Вас будет возможность немного подвигать и более тщательно подогнать друг к другу все элементы.
3. После того, как Вы полностью закончите декупаж, и лак высохнет, для большей прочности, рекомендую покрыть все элементы лаком ещё раз, и снова дать ему полностью высохнуть.
4. Чтобы окончательно закрепить рисунки на стеклянных или керамических изделиях, их нужно прокалить. Для этого поставьте его в холодную духовку, доведите до температуры 150° С и выдержите в течение 30 мин. Затем, дайте изделию остыть в духовке.
5. А далее наступает момент абсолютной творческой свободы. Вот Вам несколько идей для Вашего шедевра:
а. Закрасить прозрачные места ярким фоном;
б. Дорисовать свой сюжет вокруг декупажа;
в. Нанести другой рисунок с обратной стороны стекла;
г. Украсить стразами, стекляшками, ракушками…
д. Остановиться, ничего не испортив.
6. После того, как краски, лак и клей полностью высохнут, для прочности покройте все окрашенные части акриловым лаком.
Причём, Ваши краски могут быть разными, как акриловыми, так и специальными по стеклу. Конечно, не рекомендуется использовать для этой техники гуашь, акварельные, масляные и строительные краски.

Декупаж - одна из наиболее популярных техник декорирования твёрдых поверхностей. Имеющая в своей основе работу с кистями и красками, она не предполагает обязательного владения навыками живописи (прорисовки орнамента, создания оригинального изображения). Узор или картинка создаются на декорируемой поверхности при помощи приклеивания предварительно вырезанного художественного элемента из салфетки или бумаги. С работой в технике декупаж хорошо справляются дети 5–7 лет.

Техника декупаж в детском саду

Развитию эстетического вкуса и творческих способностей воспитанников детского сада направлены основные занятия по изобразительной деятельности. В процессе обучения с младшего дошкольного возраста дети занимаются лепкой, рисованием, конструированием, пластилинографией. Привлечение в изобразительную деятельность воспитанников новых техник служит активизации познавательных навыков и воображения, совершенствованию мелкой моторики обеих рук, уверенному владению инструментами (кисти, спонжи, ножницы).

Занятия по созданию поделок в технике декупаж в детском саду проводятся с воспитанниками уверенно работающими кисточками, хорошо вырезающими элементы из бумаги, знакомыми с главными приёмами рисования красками (мазки, тычки, набрызг). Рекомендуется знакомить с основами декупажа детей 5–6 лет (старшая группа) и расширять творческий потенциал у ребят 6–7 лет (подготовительная группа). Выполнение поделок при помощи декупажа требует от воспитанников большой внимательности и усидчивости, порой работа с бумажными элементами оказывается утомительной, поэтому педагог должен выбирать изображения, с которыми у ребят не возникнет сложности. Поскольку занятия с дошкольниками имеют временное ограничение (для старших групп - 25–30 минут), воспитателем должны быть продуманы этапы работы так, чтобы дети успели завершить начатое и получили позитивные эмоции от проделанной работы. Допускается заблаговременная грунтовка заготовок (по желанию воспитанников во второй половины дня вне занятий), просушка красок и проклеенных элементов феном (сушит воспитатель!), лакировка поделок воспитателем после занятия.

Виды и приёмы декупажа

Начинать освоение технике декупаж с воспитанниками стоит с обучения вживления бумажной картинки на декорируемую поверхность.

Приёмы, обязательные к изучению и применению:

Грунтовка - создание светлого (чаще белого) фона на поверхности предмета. Использовать можно специальный акриловый грунт, он легко наносится и быстро высыхает. В качестве более дешёвого варианта допускается использование гуаши белого света, разведённой в отношении 1:1 с клеем ПВА. Наносится грунт при помощи плоской кисти или спонжа/губки.

Вырезание или вырывание картинки - приём, давший название технике декупаж (от французского глагола «decouper»- вырезать). Выбранный для нанесения на поверхность предмета сюжет в зависимости от замысла необходимо вырезать близко или непосредственно по контуру. Для более органичного вживления изображения используются картинки с неровными краями, аккуратно вырванные кончиками пальцев из листа бумаги или салфетки.

Приклеивание картинки стоит выполнять с дошкольниками в два этапа. Сначала бумажный элемент располагается на высохшей загрунтованной поверхности и фиксируется при помощи кисточки и воды. Важно научить правильным движениям - влажную кисть двигаем от центра картинки к краям, выгоняя при необходимости образовавшиеся под бумагой пузырьки воздуха. Когда картинка полностью пристала к поверхности, наносим сверху специальный декупажный клей (экономичный вариант - разведённый с водой 1:1 клей ПВА). На этом этапе декорирования следует обратить внимание воспитанников на существенное отличие декупажа от аппликации: бумажный элемент приклеивается способом фиксации сверху.

Вживление бумажного элемента - закрашивание или выравнивание границ картинки на поверхности предмета. Поскольку поделки в технике декупаж представляют собой имитацию предметов с оригинальным изображением или узором, процесс вживления является ключевым, границы вырезанного элемента нужно сделать как можно более незаметными.

Лакировка готового изделия - обязательный этап декорирования. Финишный лак препятствует случайному отслоению приклеенного изображения, придаёт работе завершённый и привлекательный вид. Подробнее о лаках поговорим ниже.

Существует два основных вида декупажа - прямой и обратный. Их различие состоит в месте прикрепления бумажного изображения (на внешней или задней стороне предмета) и основывается на вариативности декорируемых поверхностей (дерево, картон, прозрачный пластик, стекло).

Прямой декупаж

При прямом декупаже вырезанная картинка приклеивается к внешней стороне предмета. Например, по замыслу элемент будет размещён на крышке шкатулки, на обложке блокнота или глиняном горшке. С освоения прямого декупажа начинаются занятия по программе кружка, воспитанники учатся основным приёмам.

Примеры работ (прямой декупаж) - фотогалерея

Пример вживления картинок способом прямого декупажа Изображения цветов вживлены прямым декупажем на поверхность предмета Обложка декорирована при помощи бумажной салфетки

Обратный декупаж

Этот вид декупажа немного сложнее для освоения, потому что приходится работать на задней поверхности предмета. Воспитанники совершенствуют изученные ранее приёмы и наблюдают, как создаётся фон вокруг вживляемого изображения, глядя на него с внешней стороны. Для обратного декупажа используются прозрачные предметы: стеклянные или прозрачные пластиковые тарелки, широкие вазочки или чашки.

Примеры работ (обратный декупаж) - фотогалерея

Обратная сторона предметов декорирована вырезанными элементами и глиттерными красками Простой обратный декупаж (без создания фона) на стеклянной поверхности Пример создания обратного декупажа на пластиковых заготовках

Состаривание

Когда воспитанники достаточно хорошо овладели навыками грунтовки и вживления изображения, можно переходить к освоению наиболее интересному способу декупажа - состариванию. Изначально изделия в технике декупаж создавались мастерами в качестве имитаций дорогих и старинных предметов интерьера. Чтобы зрительно ощущалось прикосновение времени, на декорируемой поверхности художественными приёмами создаются трещины и затирки.

Для создания трещин используются кракелюрные лаки (от французского слова «craquelure»- трещина), которые нельзя заменить другим средством. Такие лаки бывают одношаговыми и предполагают окрашивание поверхности в два этапа: нанесение фоновой краски, лакировки, нанесение краски другого цвета. По мере высыхания верхнего слоя, проступают трещинки того цвета, каким был фон. Двухшаговый кракелюрный наносится на фоновую краску. Когда он полностью высох, на прозрачной поверхности видна сетка трещин, их необходимо проявить: на кусочек мягкой ткани или спонж наносится небольшое количество масляной краски, которую нужно втереть в образовавшиеся трещины.

Для имитации затирок должны быть наложены два слоя краски. Нижний слой, как правило, делается тёмным (чёрный, коричневый). Места предполагаемых затирок обрабатываются при помощи восковой свечки. Затем нужна мыльная пена: её получают взбиванием куска хозяйственного мыла мокрой кисточкой. Пенка кладётся на воск. Поверхность закрашивается краской другого цвета, когда она высохнет по местам затирок нужно пройтись наждачной бумагой - станет виден фоновый цвет.

Также для состаривания предметов применяют патинирование - затемнение некоторых участков поверхности. Битумная краска наносится мягкой тканью.

Примеры работ (состаривание) - фотогалерея

Пример исполнения одношакового кракелюра Изделие состарено двушаговым кракелюром и дополнено патинрованием на гранях На краях изделия сделаны затирки тёмного цвета В данной работы сочетаются два способа состаривания - затирки и патинирование

Материалы и инструменты для декупажа в детском саду

В настоящий момент прилавки магазинов для творчества изобилуют материалами и инструментами для работы в технике декупаж. Мы расскажем о том, что действительно необходимо, какие материалы могут быть интересным подспорьем в декорировании, а что можно и вовсе заменить дешёвым и доступным каждому подспорьем.

  • Картинки и узоры . Наиболее простой вариант - трёхслойные бумажные салфетки с рисунком, которые можно купить в хозяйственном магазине. Для декорирования используется верхний цветной слой. Однако следует учесть, что у дошкольников могут возникнуть сложности с использованием этого материала: салфетка очень тоненькая, легко рвётся во время приклеивания, под ней образуется много воздушных пузырьков. Удобнее в использовании для новичков рисовая бумага , она прочная, но при этом хорошо впитывает воду и клей. Продаётся такая бумага как с уже нанесённым рисунком, готовая к вырезанию, так и без узора, на которой при помощи принтера можно печатать изображения по замыслу. - дорогостоящий материал, при этом вживить их труднее, нужно обучиться приёму предварительного истончения картинки. И хотя декупажную карту можно сделать самостоятельно (покрыв несколькими слоями лака художественную открытку), использование этого материала на занятиях с дошкольниками не рекомендуется, поскольку требует достаточного опыта в декупаже. На выбор воспитанников на каждом занятии должны быть предоставлены разные изображения и сюжеты. Тематика салфеток и листов рисовой бумаги отвечает вкусам как девочек (цветочные композиции, феи и принцессы и т. д.), так и мальчиков (корабли, автомобили, поезда, самолёты, почтовые марки).

Примеры бумажных картинок - фотогалерея

Упаковки таких салфеток продаются в хозяйственных магазинах Тематические наборы трёхслойных салфеток можно приобрести в магазине для творчества
Бумага с рисунком готова к вырезанию и приклеиванию
Белая бумага предназначена для распечатки узоров и картинок на принтере
Тематический набор карт может быть использован на групповом занятии

  • Кисти для занятий декупажем необходимо приобрести синтетические. Желательно плоские, ими быстро и равномерно наносится краска. Веерные кисти удобны на этапе приклеивания картинки, но новичку можно учиться работать без них. Кисти из щетины крайне не рекомендуется использовать, так как выпавший волосок может незаметно приклеиться и после испортить внешний вид поверхности поделки.
  • используются для маскировки границ картинки, тычками с их помощью наносится краска. Слой получается фактурным. При помощи спонжа создаются переходы из одного оттенка в другой. Специальные спонжи можно заменить кусочками хозяйственной губки.

Примеры кистей и спонжей для декупажа - фотогалерея

Обязательный инструмент в декупаже
Используются для прорисовки отдельных элементов на декорируемой поверхности Помогают лёгкой фиксации картинки на поверхности Нужны для создания фактурности окрашенной поверхности Идеально заменяет специальные спонжи

  • Клей используется специальный декупажный или ПВА, разведённый с водой. Существенной разницы нет - наносят и впитываются одинаково. Существуют готовые клеи, предназначенные для декупажа по коже и ткани опытными мастерами.
  • Краски предпочтительнее использовать акриловые, для начинающих заниматься декупажем - без каких-либо эффектов. Можно красить смешанной с ПВА гуашью, но ложится подобная смесь не так ровно, как акриловая краска, и сохнет дольше. С приобретением опыта в работу привлекаются акриловые краски с дополнительными эффектами: глянцевые, перламутровые, металлик.

Используемые в декупаже краски - фотогалерея

Лучший вариант красок для декорирования в технике декупаж Акриловые краски с дополнительным эффектом глянца, стеклянного блеска Акриловые краски с дополнительным эффектом жемчужного сияния
Акриловые краски с дополнительным эффектом металлического блеска Эта смесь может заменить акриловую краску

  • Финишный лак является обязательным материалом, готовая работа должна быть покрыта одним-двумя слоями. Можно использовать акриловые лаки - матовые или глянцевые. Они легко наносятся, практически не имеют запаха, быстро высыхают и гипоаллергенны. Можно покрывать поделки мебельным лаком , но следует помнить, что он имеет резкий запах (возможно, покрыть им изделия стоит педагогу после занятий в проветриваемом помещении) и желтоватый оттенок (на изначально белой поверхности это будет заметно). Не допускается использование клея ПВА вместо финишного лака, поскольку в своей основе он латексный. Покрытое ПВА изделие будет липким.

Используемые в декупаже лаки - фотогалерея

Как правило, в декупаже используются акриловые лаки - матовый или глянцевый
Удобный в использовании вариант лака Может быть использован для лакировки поделок

  • К материалам для создания дополнительных эффектов относятся кракелюрные лаки, патина различных оттенков, масляная краска для проявления трещин, воск, мыло и восковая свечка для выполнения затирок, контурные краски для придания акцента отдельным элементам узора, краски для марморирования (имитации мраморной поверхности).

Дополнительные материалы в декупаже - фотогалерея

Кракелюрные лаки необходимы для создания трещин Такими красками создаётся имитация мраморного рисунка на поверхности предмета
Используются для украшения декорированной поверхности С помощью битумной патины достигается эффект состаривания С помощью такой патины можно создать имитацию металлического изделия, придав предмету бронзовое, золотое или серебряное сияние Нужен для создания объёмных элементов или имитации капель на бумажном изображении

  • Заготовки для декорирования в технике декупаж подходят из различных материалов: дерева, стекла, пластика, металла, плотного картона, папье-маше. Новичкам рекомендуется отрабатывать приёмы на плоских предметах с небольшой площадью под оформление. Закупка заготовок в специализированных магазинах необязательна для организации продуктивной деятельности кружка по декупажу. Больший интерес в работе вызывает и активнее побуждает к творчеству бросовый материал , используемый как предмет для визуального преображения: баночки и бутылки из-под детского питания, блокноты с пластиковой или твёрдой картонной обложкой, одноразовые тарелки, пищевые лотки, пластмассовые конфетные коробочки, металлические банки из-под чая или печенья, старый фоторамки и ёлочные игрушки и т. д.

Варианты заготовок для декупажа - фотогалерея

Готовые заготовки для декорирования Необычный материал Пример использования бросового материала в качестве заготовки для декорирования
Готовые пластиковые заготовки для декорирования (подходят для обратного декупажа) Перегоревшие лампочки есть в каждом доме Можно заранее попросить родителей собирать материалы, пригодные для декорирования Из коробочки можно сделать замечательную шкатулку

Темы для занятий по декупажу в детском саду

На салфетках и рисовой бумаге представлено неисчерпаемое богатство сюжетов и художественных мотивов. Исходя из вкусов воспитанников (любят животных, прогулки, сказки), предстоящих по календарю праздников (Новый год, 8 Марта, 23 Февраля), текущих мероприятий в детском саду (подготовка к Празднику осени, Неделя космонавтики, проводы Масленицы) воспитатель подбирается тематические занятия для кружка. Например, на занятии «Обложка блокнота» воспитанникам можно предложить выбрать из имеющихся картинок понравившийся рисунок: изображение животного, сказочного персонажа или мультипликационного героя. В преддверии Нового года декорируются пластиковые шары. Накануне Женского дня ребята проводится занятие «Ваза для мамы на 8 Марта», а перед Днём защитника Отечества - «Ежедневник/блокнот для папы на 23 Февраля». На масленичной и пасхальной неделях занятия по декупажу направлены на декорирование предметов, которые украсят праздничный стол (дома или в группе на чаепитии): «Блюдо для пасхальных яичек», «Поднос для кулича/пасхи», «Тарелка под блины».

Занятие «Ваза для мамы на 8 Марта» - фотогалерея

Подготовка материалов и инструментов (рисовая бумага, баночка, ножницы, клей ПВА, краски, лак, кусочек губки, бечёвки, вода, кисть) Грунтовка белой краски участка, где будет приклеен рисунок Окрашивание поверхности кистью Просушка фона Вырезание рисунка близко к контуру Фиксация рисунка мокрой кистью Приклеивание рисунка Просушка поверхности Придание фактурности поверхности при помощи кусочка губки и краски Лакировка Украшение изделия текстильным элементом Подарок для мамы готов

Занятие «Блокнот для папы на Новый год»

Организационный момент
Грунтовка обложки блокнота
Вырезание картинки из рисовой бумаги
Фиксация мокрой кистью
Приклеивание
Раскрашивание обложки при помощи губки первым цветом
Раскрашивание обложки вторым цветом
Точечное нанесение клея
Приклеивание тонких пайеток на обложку
Лакировка акриловым финишным спреем Блокнот готов

Темы занятий кружка могут быть созвучны темам, которые в данный момент воспитанники изучают в рамках основных программ по изобразительной и познавательной деятельности. Например, в начале учебного года воспитатель провёл беседу с ребятами о перелётных птицах и остающихся зимовать. Дети изучили их виды и особенности, замечали их во время прогулок. На творческих занятиях лепили фигурки птиц из пластилина и рисовали картинки на эту тему. Для стимулирования взаимодействия родителей с детьми и поддержания творческой деятельности во внеучебное время воспитателем могло быть дано задание на изготовление кормушки для зимующих в городе птиц. Если дать задание сделать кормушку без нанесения на неё краски, то в дальнейшем ребята смогут оформить её в технике декупаж.

Занятие «Имитация мозаики на тарелочке» (продолжение темы направлений в искусстве) - фотогалерея

Материалы и инструменты Создание светлого фона Просушивание двухслойного фона Яичная скорлупа разламывается На середину тарелки равномерно распределяется клей Скорлупа приклеивается к тарелке Вырезание картинки из бумаги Тарелка остаётся на просушке К сухой поверхности прикладывается картинка Картинка фиксируется при помощи мокрой кисти Яичная скорлупа проступает сквозь бумагу, достигается эффект мозаичности изображения Приклеивание картинки разведённым в воде ПВА Кусочком губки закрашиваются границы картинки Просушка тарелочки Кусочком губки рисуется каёмка Лакировка матовым лаком Тарелочка готова

Успешно создаётся взаимосвязь занятий основной и дополнительной программ во время изучения особенностей народных промыслов: дымковской, филимоновской, каргопольской игрушками, гжельской, палехской, жостовской росписями. Орнаменты народной живописи легко найти на салфетках и рисовой бумаге для декупажа. Этими узорами ребята могут декорировать тарелочки, разделочные доски, кукольную мебель и посуду. Занятие по теме «Декоративная тарелка» может предполагать самостоятельный выбор каждым воспитанником орнамента. В зависимости от того, в каком стиле выполнена выбранная картинка, ребёнок должен подобрать подходящие для оформления цвета красок: хохлома - чёрный, красный, жёлтый или золотой; гжель - белый, голубой, синий; жостовский стиль - зелёный, розовый, красный, жёлтый и т. д.

Занятие «Гжельская тарелочка» (продолжение темы народных промыслов) - фотогалерея

Подготовка инструментов и материалов (пластиковая тарелка, кисть, ножницы, клей ПВА, салфетки) Вырезание нужных по замыслу элементов из бумажных салфеток Прикладывание картинок к заготовке Мокрой кисточкой картинки фиксируются на поверхности заготовки Приклеивание бумажных сюжетов
Необходимо убедиться, что не осталось складок или пузырьков воздуха Тарелочка в стиле гжель готова Выставка работ по мотивам народных промыслов

Для групповой проектной деятельности предлагаются темы, рассчитанные на несколько занятий. Ребята занимаются декорированием одного большого предмета совместно, предварительно распределив между собой обязанности, или воспитанникам раздаются для оформления какие-либо предметы, которые впоследствии будут составлены в единую композицию. Занятия по теме «Стол для наших поделок» и «Кукольный шкаф» реализуют первый вариант проектной деятельности. К проекту с композицией в основе можно отнести темы «Новогодние игрушки и шары для нашей ёлки», «Кукольный сервиз», «Синь России» (выставка поделок по мотивам гжельской росписи), «Пасхальный яички».

Пример коллективной деятельности на занятии «Ваза в технике декупаж» - фотогалерея

Подготовка инструментов и материалов (ваза для декорирования, кисти, клей ПВА, вода, салфетки, краски, лак) Грунтовка поверхности Нанесение второго слоя грунта Просушка загрунтованной заготовки Создание орнамента Вырезание картинок из салфетки Вырезание может быть осуществлено конвеерным принципом Приклеивание картинок, лакировка Ваза готова

Примеры детских работ в технике декупаж - фотогалерея

Выставка работ к Маминому Дню Примеры оформления мебели и предметов интерьера в группе в технике декупаж Примеры прямого декупажа Выставка новогодних поделок Придание старой вещи привлекательного вида Поделки из бросового материала Прямой декупаж на СD-диске Прямой декупаж, имитирующий народную живопись Украшение функциональной поделки при помощи декупажа Выставка работ воспитанников детского сада Оформление тарелочек картинками с любимыми персонажами мультфильмов Поделки украшают ёлочку Вариант пасхальной поделки Выставка работ к празднику Пасхи Образец прямого декупажа с привлечением дополнительных материалов (цифры и стрелки, яичная скорлупа) Пример оформления готовых работ блестящими наклейками

Мастер-классы по декупажу для детей

Предлагаем ознакомиться с видеоматериалами, в которых раскрываются основные понятия декупажа и показаны творческие задания для детей.

Составление конспекта занятия по декупажу

К каждому занятию педагогом должны быть поставлены цели и задачи, соответствующие возрастным особенностям детей, а также уровню их художественных умений и навыков.

Примеры целей, которые должны быть достигнуты на занятии по декупажу:

  • Знакомство детей с новой для них техникой декупаж, её историей и терминологией.
  • Научить приёму декупажной техники (грунтовка, вживление, состаривание, лакировка).
  • Формирование умения декорировать плоскую/выпуклую/рельефную поверхность предмета.

Варианты задач, реализующихся во время занятия:

  • Обогащение словарного запаса воспитанников, активное использование новых терминов в устной речи («декупаж», «акриловый», «грунтовка», «финишный лак», «глиттер», «кракелюр», «затирки», «патина», «спонж» и др.).
  • Расширение кругозора, стимулирование познавательной деятельности (дети не должны боятся задавать вопросы).
  • Совершенствование мелкой моторики.
  • Развитие художественных умений (владение кистью, спонжем).
  • Развитие эстетического вкуса и личных художественных пристрастий.
  • Формирование навыка коллективной деятельности, взаимопомощи, умения совместного достижения цели.
  • Воспитание интереса к искусству декорирования, желания подарить вторую жизнь старым и ненужным вещам.

В конспекте также должна быть отмечена предварительная работа по теме занятия (если проводилась): беседы с воспитанниками, чтение сказок и стихотворение, рассматривание иллюстраций в альбомах, книгах, на открытках. Особое место в конспекте занимает мотивирующее начало занятия: каким способами, материалами воспитатель активизировал внимание детей, проводилась ли игра или был создан сюрпризный момент. Следует описать элементы занятия, привлекаемые для смены деятельности ребят: дидактические, подвижные или пальчиковые игры, физкультминутки, хоровое исполнение песенки, гимнастической разминки.

В соответствии с гигиеническими нормами занятие по изобразительной деятельности в старшей группе длится не более 25 минут, в подготовительной - не более 30 и состоит из следующих этапов:

  • Организационный момент 1 минута.
  • Мотивирующее начало 5–6 минут.
  • Обсуждение плана выполнения работы по декорированию 2–3 минуты.
  • Практическая часть занятия 10–11 минут, для подготовительной группы - 15–16 минут.
  • Показ готовых работ, обсуждение 2–3 минуты.
  • Подведение итогов занятия 1 минута.

План-конспект занятия по декупажу (старшая группа) на тему «Когда часы 12 бьют (декорирование тарелки в виде часов)» - таблица

Цели и
задачи
Формирование умения создавать художественную композицию с помощью техники декупаж.
Совершенствование приёмов декупажа - грунтовки, вырезания, приклеиванию и вживления картинки, лакировки.
Развитие способности украшать готовую работу.
Активизация фантазии.
Материал Плакат с изображением кремлёвских курантов (циферблат закрашен или закрыт).
Музыкальное сопровождение занятия - новогодние песенки.
Одноразовые бумажные тарелки, грунт белого цвета, акриловые краски, клей ПВА, акриловый лак, ножницы, кисть, кусочки губки, вода, бумажные салфетки или рисовая бумага с новогодними сюжетами.
Предварительная работа Совместное чтение сказок про часы.
Прослушивание и разучивание с музыкальным руководителем песни «Когда часы двенадцать бьют».
Ход занятия Организационный момент .
Мотивирующее начало - создание проблемной ситуации. Когда воспитанники заходят в комнату и занимают свои рабочие места, звучит аудиозапись песни про новогодние часы. После организационного момента (ребята приготовили инструменты для декупажа, взяли материалы у педагога), воспитатель берёт свёрнутый в рулон плакат с изображением курантов. Детям задаются вопросы:
- Какой праздник к нам спешит? (Новый год)
- В какой момент официально наступить новый год? (Когда кремлёвские куранты пробьют полночь.)
- На какой башне московского кремля установлены главные часы? (На Спасской)
Воспитатель предлагает вспомнить, как выглядят куранты, вешает плакат, и ребята замечают, что часов нет. Они приходят к догадке, что часы кто-то похитил/их забрали в ремонт/увезли на выставку. Воспитатель предлагает, пока куранты отсутствуют сделать каждому собственные новогодние часы.
Обсуждение алгоритма выполнения действий.
Практическая часть. Грунтовка бумажных тарелочек. Вырезание картинок круглой формы. Вживление картинок при помощи спонжа и красок. Украшение поделки декоративными материалами (пластиковыми или картонными цифрами, стрелками, блёстками, наклейками). Лакировка.
Показ работ. Ребята обсуждают работу друг друга, озвучивают моменты работы, которые им трудно давались, отмечают, что особенно понравилось во время выполнения задания.
Воспитатель возвращает циферблат на куранты, желает ребятам весёлой подготовки к предстоящему празднику, подводит итоги занятия и благодарит за проявленный интерес и фантазию.

Создание кружка по декупажу в дошкольном образовательном учреждении

Разнообразить формы работы с детьми по направлению «Изобразительная деятельность» можно посредством организации кружка по декупажу. Занятия по дополнительному образованию способствуют расширению круга тем в детском творчестве, воспитатель может глубже подойти к ознакомлению ребят с декоративно-прикладным искусством, затронуть основы дизайна в интерьере.

Для функционирования кружка должно быть подготовлено помещение. Обязательно оформление стеллажей с образцами изделий, выполненных в технике декупаж. Все материалы и инструменты доступны воспитанникам. В работе кружка реализуется принцип выбора: каждый может самостоятельно подобрать или заменить материалы по своему вкусу и творческому замыслу.

При составлении программы кружка по декупажу педагог руководствуется принципом преемственности, знания даются от простого к сложному. По мере приобретения воспитанниками опыта в декорировании занятия могут строиться на проблемно-ситуативном методе: дети самостоятельно приходят к выводу, какими приёмами и инструментами достичь желаемого результата. На занятиях по декупажу должен осуществляться синтез искусств: привлекается музыкальное сопровождение, чтение художественных текстов, в своих работах ребята используют ранее изученные приёмы рисования и аппликации, вдохновляются сказочными сюжетами и мотивами народных промыслов.

В работу кружка должны быть включены проекты (индивидуальные и групповые), приуроченные к праздничным датам или особым событиям в жизни детского сада (Зимний бал, Неделя экологии, День матери и т. д.). На создание проекта отводится определённый отрезок времени. Законченный проект представляется аудитории (презентация проекта): его можно показать (другой группе, в холле детского сада, в актовом зале на празднике). Дети рассказывают о своей работе слушателям, которые оценивают их творчество.

Результатом деятельности кружка является формирование у воспитанников эстетического вкуса, развития визуального восприятия предметов и их свойств, развитие умения работать различными инструментами, что служит подготовке кисти к освоению письма.

Фрагмент календарного планирования (старшая группа, сентябрь-октябрь) - таблица

Тема занятия Изделие (заготовка) для декорирования Приёмы, изучаемые или совершенствуемые на занятии
«Осенняя пора, очей очарованье» Бумажная тарелка Знакомство с грунтовкой, фиксированием картинки на поверхности заготовки.
«Летят перелётные птицы» Блокнот с пластиковой или картонной обложкой Грунтовка, начальные навыки вживления картинки.
«Хохломская роспись - алых ягод россыпь» Разделочная доска Грунтовка, вживление, освоение навыка лакировки.
«Мой любимый сказочный герой» Бумажная тарелка Отрабатывание приёмов грунтовки и вживления, совершенствование умения подбирать и смешивать краски.
«Сувенир в подарок» Круглая подвеска из папье-маше Отрабатывание изученных приёмов.
«Сервиз для Мальвины» Пластиковые одноразовые чашки и блюдца Освоения умения применять полученные навыки на объёмной поверхности (чашки).
«Ваза для сухоцветов» Пластиковая бутылка с отрезанным верхом Отрабатывание умения декорировать объёмную поверхность.
Пакет из-под молока Развитие способности видеть прекрасное в повседневных вещах.

Осваивание старшими дошкольниками техники декупаж отвечает принципу формирования всесторонне развитой личности. Воспитанники учатся пользоваться специальной терминологией, пополняют словарный запас, обогащают визуальную память путём изучения произведений декоративно-прикладного искусства. К детям приходит простое, но такое важное в современном мире знание: красивое можно не только купить, но сделать своими руками из простых материалов.

Декупаж – это вид прикладного творчества, представляющий собой технику декорирования разнообразных поверхностей с помощью нанесения напечатанных полиграфическим способом картинок с последующей лакировкой полученного изображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Яснополянская основная общеобразовательная школа»

Разработка урока по технологии

по теме « Декупаж»

Выполнила: учитель начальных классов

Петрова Ольга Ивановна

П. Ясная Поляна

Цели : познакомить учащихся с историей возникновения и

Развития техники «Декупаж», с основным применениям

В интерьере;

Научить простейшим приёмам начального этапа техники «Декупаж»

Через элементы образного мышления.

Задачи урока:

Обучение: Расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного

Вида прикладного творчества,

Сформировать знания о существующих видах прикладного

Творчества, об особенностях их выполнения.

Развития: Развивать наглядно-образное мышление,

Познавательный интерес,

Рациональное использование времени и памяти,

Точность движений,

Художественный вкус, творчество.

Воспитание: Воспитывать художественный вкус и творческое отношение

К работе, настойчивость в достижении цели,

Аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил

Безопасности при работе с режущими предметами и лаком.

Оборудование: компьютер, образцы готовых работ, стеклянные тарелки, железные баночки, акриловые краски, клей ПВА, трёхслойные целлюлозные салфетки, кисточки, ножницы, акриловый лак.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления с выполнением практической работы.

План урока (2 часа)

Организационный момент

3 мин

Организация рабочего места

3 мин

Исторические сведения о техники «Декупаж»

10 мин

Применение техники в интерьере

5 мин

Сообщение темы и цели урока

5 мин

Основы декупажа

5 мин

Материалы и аксессуары

10 мин

Правила техники безопасности

3 мин

Физкультминутка

2 мин

Практическая часть

40 мин

Подведение итогов

4 мин

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  1. Организация рабочего места.
  1. Водная часть.

Рассказ учителя о новой технике «Декупаж».

Все мы любим, делать аппликации и рисовать. Во-первых, это нам доставляет удовольствие сама техника выполнения, во-вторых, мы чувствуем себя творцами, в-третьих - наградой была сделанная своими руками вещь! Не смотря на то, что в магазинах продается масса необычных и интересных вещей, нас самих тянет смастерить что-то оригинальное. На сегодняшний день одним из интересных и популярных видов рукоделия является декупаж.

(слайд 1)

Декупаж – это вид прикладного творчества, представляющий собой технику декорирования разнообразных поверхностей с помощью нанесения напечатанных полиграфическим способом картинок с последующей лакировкой полученного изображения.

История декупажа

Как только в Китае научились производить тонкую красочную бумагу, был открыт секрет нового декоративного творчества - декупаж. Это слово переводится с французского "вырезать" и очень хорошо характеризует технику выполнения работ. С помощью такого вида аппликации китайцы украшали разные предметы, в том числе и мебель.

Впоследствии, декупажом "заразились" европейцы. Женщинам 18-19 века настолько понравилось заниматься техникой декупажа, что они стали обклеивать все, что попадалось им на глаза: музыкальные инструменты, шкатулки, табакерки, мебель, ширмы…

(слайд 2)

Декупажем можно оформить практически все, что подскажет нам наша фантазия: цветочные горшки, вазы, тарелки (декоративные), стаканы, разделочные доски (деревянные или пластмассовые). Можно сшить из простой ткани скатерть и салфетки, и оформить их в эксклюзивный набор. Можно сделать диванную подушку под наш интерьер. Да мало ли, что можно сделать, главное, что все вещи получатся красивые и полезные в хозяйстве!

(слайд 3)

  1. Постановка целей и задач урока.

Сегодня на уроке вы будете дизайнерами и займётесь дизайном посуды. Вам предстоит окунуться в мир выдумки, фантазии.

  1. Работа над темой.
  1. Анализ образца.

Посмотрите на образец.

Для выполнения такой поделки нам понадобиться:

(Слайд 4)

  • Определить объект декорирования.

(слайд 5)

  • Выбрать нужную салфетку: расцветка, мотив.

(слайд 6)

  • Ножницы лучше с заострённым концом.

(слайд 7)

  • Кисточка широкая

(слайд8)

  • Клей для декупажа

(слайд 9)

  • Акриловый лак

(слайд 10)

  • Акриловые краски

(слайд 13)

  1. Правила техники безопасности.

Дети повторяют основные правила работы с ножницами и клеем.

  1. Гимнастика для пальчиков.

Мы приходим в огород.

Это что у нас растет?

Ухватить за хвостик ловко,

Тянем сладкую морковку.

  1. Практическая часть.

При выполнении работы нужно запомнить основные этапы работы в техники «Декупаж»

(слайд 12)

  1. Для начала определитесь с ответом на вопрос, что вы хотите сделать? Пофантазируйте, мысленно представьте уже готовую вещь и только тогда выбирайте материал. Это может быть деревянная доска, фарфоровая кружка, ткань, керамика… все, что вашей душе угодно.

(слайд 13)

2 . Предварительная обработка

На этой стадии Вы проводите обработку поверхности, если это необходимо. Например, не очень ровную, шероховатую деревянную поверхность лучше обработать шкуркой, нанести грунтовку, в качестве которой можно использовать акриловую краску подходящего цвета. Стеклянную поверхность предварительно следует обезжирить моющим средством.

(слайд 14)

  1. Следующий необходимый материал - салфетки , желательно трехслойные. Мотивы изображений разнообразны, например фрукты, цветы, животные, тематические салфетки к праздникам. Теперь важно аккуратно вырезать подобранный рисунок. Допустим, на вашей салфетке изображена красивая старинная ваза. Вам остается взять в руки ножницы и строго по намеченным контурам вырезать изображение. Это легко, а вот если вы выбрали изображение лесного пейзажа, наберитесь терпения. Сначала вырежьте контуры вокруг картинки, а потом, шаг за шагом вырезайте остальные детали. Можно сделать необычное изображение, как бы "тронутое временем", используя вместо ножниц свои руки, просто "надорвав" края.

(слайд 15)

  1. Самым сложным этапом в декупаже считается приклеивание мотива. Используйте специальный клей для техники декупажа . Нанесите кистью тонкий слой клея на основу и, приложив изображение, хорошо разгладьте. При этом разглаживайте мотив руками, губкой или кистью от центра к краям, не сильно нажимая, чтобы не порвать рисунок. Затем нанесите еще раз тонкий слой клея. При этом также работайте от центра мотива к краям, разглаживая оставшиеся мелкие складочки.

(слайд 16)

5. После клеевых работ изделие надо хорошо высушить. Дальше, опять можно дать волю вашей фантазии. Например, добавьте некоторые элементы с помощью специального контура или подрисовать красками.

Осталось покрыть изделие лаком. Самый простой способ - акриловый лак . Если хочется чего-то необычного, приобретите лак с блестками или лак-объем .

(слайд 17, 18)

  1. Показ оформления различных изделий в технике декупаж.

(слайд 19, 20, 21)

  1. Гимнастика для глаз.

Руки за спину, головки назад.

Глазки пускай в потолок поглядят.

Головки опустим – на парту гляди.

И снова наверх – снежинка летит!

Глазами повертим, поищем её.

И снова работать. Немного ещё.

  1. Самостоятельная работа учащихся.

Практическое использование.

  1. Итог урока.
  • Что нового узнали на уроке?
  1. Оценивание работ учащихся.
  2. Выставка работ учащихся.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: